Арина Новосельская: Крым станет образцом развития культуры для всех субъектов РФ

4 Сентябрь 2014 1289

Мы встретились с министром культуры Республики Крым Ариной (Верой) Вадимовной НОВОСЕЛЬСКОЙ в последний день работы Министерства культуры АРК, чтобы подвести итоги его деятельности и поговорить о новом, уже укомплектованном ведомстве. Его глава рассказала нам также о планах развития объектов культурного наследия, которые перешли в сферу управления министерства с недавнего времени, кинематографа на полуострове и предстоящих мероприятиях. Начать же разговор мы решили всё-таки с личного...

- Арина Вадимовна, как вас зовут на самом деле? Почему обращаются иначе?
- Это очень старая история. По происхождению я китаянка: папа у меня китаец, мама русская. При рождении отец дал мне китайское имя - Ви Вьен. Но в 1976 году в Свердловске (ныне Екатеринбург) было недопустимо называть детей иностранными именами. При регистрации взяли первое предложенное - Вера. По паспорту меня зовут именно так. Когда же приехала моя бабушка посмотреть на новорождённую, она произнесла: «Это наша Арина». Это и стало моим именем. В семье меня никогда не называли Верой. Я даже не отзываюсь на это имя. Но в документах указано оно. Хотя у меня даже несколько дипломов выданы на имя Арина, потому что никто даже не предполагал о существовании другого имени.
- Какие изменения произошли в управлении Министерством культуры в связи с его реорганизацией?
- В большинстве своём сотрудники старого министерства переведены в новое. Специалисты всех направлений деятельности ведомства проходят многочисленные курсы повышения квалификации. Число штатных единиц выросло с 28 до 55. В 2 раза увеличилось количество подведомственных учреждений и функционал, полномочия ведомства также расширились. Мы занимаемся вопросами религии, к нам добавились южнобережные парки, имеющие особый статус, многочисленные объекты культурного наследия, такие, как Неаполь Скифский, Ласточкино гнездо, знаменитый Дом творчества художников имени Константина Коровина, Судакская крепость, одноимённый исторический музей. За принятые объекты мы несём огромную ответственность. Продолжается освоение и нового законодательства, методов и подходов к работе, регламента и даже дресс-кода. Законы Российской Федерации в сфере культуры объёмнее, нежели украинские. Если раньше какие-то незначительные мероприятия и закупки мы проводили без тендера, то сейчас мы не можем, например, даже резинку или карандаш приобрести в министерство или подведомственное учреждение без прохождения этой процедуры.
Я считаю, что это хорошо, удобно. Снимаются все вопросы. Это своего рода аудит деятельности. Благодаря этому знаешь «историю болезни» каждого мероприятия. Так что и в экономической составляющей изменения существенные.
Что касается художественного наполнения нашего ведомства, то здесь надо упомянуть о существовании в Российской Федерации такого понятия, как государственный заказ. Оно предполагает наличие определённых требований к деятельности театров, музеев, концертных организаций. На реализацию их творческой услуги выделяются федеральные или республиканские деньги. Проходит очень жёсткая процедура принятия или непринятия результата работы. То есть возвращаются старые добрые времена, когда были худсоветы, комиссии по приёмке качества.
В этой связи будут отсеиваться и даже не доходить до комиссии спектакли сомнительного содержания, пропагандирующие отсутствие патриотизма, неакадемическое видение искусства. При существующих сейчас многочисленных направлениях это необходимо. Безусловно, может быть новое прочтение или музыкальное оформление классических произведений писателей, но их идея должна быть передана без изменений.
- Расскажите подробнее о судьбе ряда объектов культурного наследия, которые перешли под крыло вашего ведомства.
- Ливадийский парк, находившийся ранее на балансе парковой госадминистрации, теперь также передан ведомству, которое я возглавляю. Мы планируем объединить дворец и парк в один Ливадийский дворцово-парковый комплекс по примеру Воронцовского дворца. Практика показала, что это наиболее жизнеспособный механизм существования таких объектов. И дворец, и парк будут замыкаться на одного директора. Соответственно и доходы, получаемые от дворца, будут равномерно распределяться и на парк. Наконец-то он заживёт!
Что касается Ласточкиного гнезда, то там необходимо проводить укрепительные работы. На их проведение требуются 96 миллионов. Заявку мы уже подали.
Ханский дворец со всеми прилегающими к нему объектами остаётся в ведении Бахчисарайского историко-культурного заповедника. Нами прописан целый комплекс мероприятий, направленный на его развитие. Ближайшие работы - ремонт дороги на Чуфут-Кале, капитальное восстановление второго этажа Ханского дворца, сейчас он в патовом состоянии. Спилим два огромных тополя с прогнившими корнями, растущие в 30 сантиметрах от здания дворца и представляющие угрозу для него.
Нам переданы Мисхорский и Массандровский парки. Это, конечно, уникальные парки-памятники, там столько реликтовых деревьев и необыкновенных растений. В украинский период эти земли безобразно раздавались. Сейчас наша задача - вернуть былую славу паркам, их охранную зону и не допустить разбазаривания участков. Мы очистим их от торговых точек: пункты питания, торговли и развлечений будут за пределами заповедной территории. Последнюю мы приведём в соответствие с самыми высокими стандартами паркового искусства мирового уровня. 
- Кому сейчас принадлежит здание концертного зала «Юбилейный» в Ялте и планируется ли его реставрация? Аналогичный вопрос по Ялтинскому театру имени А. Чехова.
- Ещё несколько лет назад концертный зал «Юбилейный» был в коммунальной собственности города Ялта, сейчас он в сфере управления Министерства культуры РК. Планируется его капитальная реконструкция с обновлением механики сцены и инсталляции света и звука. Это самая большая эстрадная площадка на территории республики. Но, к сожалению, зал с таким уникальным архитектурным исполнением (эти лепестки, раздвигающаяся крыша) сейчас в плачевном состоянии.  Для его восстановления необходима значительная сумма, которую может предоставить только федеральный бюджет. Мы включили «Юбилейный» в заявку на ближайший год. Хотим сделать из него полнометражный зал-трансформер, чтобы он делился на зоны. И самое главное - закроем огромные оконные пролёты, тогда он будет работать круглогодично. Проект реконструкции уже готов.
Ялтинский театр имени Антона Чехова - хорошая академическая площадка. У него нет своей труппы, это идеальное место для творчества артистов. Театр принадлежит городу, это их детище. Минкульт республики участвует в формировании репертуарной политики театра и, следовательно, высокого художественного вкуса у ялтинцев.
- Я приношу извинения за то, что мы не разобрались в вопросе развития кинематографа на полуострове. Проясните его, пожалуйста.
- 24 июня было подписано соглашение о сотрудничестве между Министерством культуры РК, Союзом кинематографистов России, Государственным фондом кинофильмов РФ и Российским государственным архивом кинофотодокументов.
С этого дня началось мощное движение по возрождению крымской киноиндустрии. Во главу этого процесса мы ставим восстановление Ялтинской киностудии.
Есть прямое поручение президента РФ восстановить её деятельность. В кратчайшие сроки будут проведены все юридические процедуры. Там будет огромный киноцех, киномузей, в том числе и интерактивный, словом, своего рода крымская фабрика грёз. На трёх площадках киностудии соберут всё, что связано с периодом советского и русского кино. Совсем скоро в крымских вузах будут готовить среднее техническое звено специалистов.
- Правда ли, что Фёдор Бондарчук займётся реконструкцией кинотеатра «Симферополь»?
- Переговоры по этому поводу были у мэра Симферополя с Фёдором Бондарчуком. Могу сказать лишь, что выдвинуто много вариантов использования этого здания. В частности, один из них был проговорен Никитой Михалковым, Владимиром Константиновым и Сергеем Аксёновым. Это создание на базе Дома кино огромного киноцентра, в котором будут располагаться Союз кинематографистов, Крымское отделение Фонда культуры РФ и, конечно же, великолепный кинотеатр. Возможно, там будет и интерактивный музей.
- Как изменилась госполитика в сфере культуры и искусств после возвращения Крыма в Россию?
- Если на Украине культура всегда финансировалась по остаточному принципу, то в России на неё возлагаются большие надежды и ответственность. Мы ощущаем мощную идеологическую, методическую и, что немаловажно, финансовую поддержку. Центральные музейные учреждения в РФ полностью финансируются за счёт бюджета. На Украине музеи просто выживали, даже крупные учреждения не получали ни копейки из бюджета и были на полной самоокупаемости. Теперь же наконец мы можем говорить о развитии музейного дела в Крыму. Заповедники полуострова также финансируются из бюджета в полном объёме.
- Будет ли переименован Крымский академический русский драматический театр имени Максима Горького?
- Да, он будет называться Федеральное бюджетное учреждение  «Крымский академический драматический театр». А Крымский академический украинский музыкальный театр станет Крымским академическим музыкальным театром. И дело тут даже не в том, что мы уходим от того или иного слова, а в определении их жанровой направленности.
- 2014-й объявлен Годом культуры России в Крыму. По количеству гастрольных туров российских театров, коллективов и звёзд крымчане должны были это почувствовать. Что ещё будет сделано для того, чтобы это название оправдало себя?
- Да, в рамках проведения Года культуры в Крыму проходит целый ряд интересных знаковых мероприятий. В числе ближайших: концерт Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» под управлением народного артиста РФ Юрия Башмета (16.09 - Симферополь, 17.09 - Севастополь, 18.09 - Керчь); концерт известного гитариста Дидюли. Нашими гостями 6 сентября станет Челябинский государственный ансамбль танца «Урал».
С 20 сентября по 1 октября в Ялтинском театре имени А. П. Чехова пройдёт международный театральный фестиваль «ПостЕфремовское пространство». Со своими гастролями с 10 по 27 сентября у нас в городе будет Свердловский академический театр музыкальной комедии из Екатеринбурга.
В рамках творческого проекта «Эхо «Арлекина» с сентября по декабрь будут показаны в городах Крыма лучшие спектакли для детей. Московский театр на Таганке представит поэтический спектакль «Таганский фронт» (режиссёр Влад Маленко) и спектакль-притчу «Добрый человек из Сезуана».
С 30 августа по 9 сентября состоится Международный фестиваль казачьей культуры «Крымские тулумбасы», в котором примут участие творческие коллективы Астраханской, Воронежской, Оренбургской, Ростовской, Брянской, Свердловской областей, Краснодарского и Ставропольского края.
С 12 по 15 сентября в пгт Коктебель традиционно пройдёт Международный фестиваль «Джаз Коктебель». На 6-12 сентября запланировано проведение кинотеатрального представления «Товарищ кино» совместно с Госфильмофондом России и Союзом кинематографистов РФ.
И в завершении нашей беседы хотелось бы рассказать о том, что со 2 по 4 ноября в Сочи пройдёт Всероссийский фестиваль народной культуры ко Дню единения России. Он отмечается ещё шире и масштабней, чем День России. И наш проект «Русский Крым», впервые показанный 6 июня в «Юбилейном» на фестивале Великое русское слово, приглашён туда в полном составе. Потрясающей красоты событие идёт 37 минут. Когда его увидел Сергей Евгеньевич Нарышкин, то он сказал артистам и организаторам мероприятия, что за последние несколько лет более яркого представления он не видел и его надо показать обязательно в Кремле. Но так как в этом году День единения России отмечается не в Кремле, а в Сочи, то вся крымская команда поедет туда.

Оксана ПАВЛЕНКО.