Если бы не Крым

Акела остался бы без голоса, а клещи - без наказания

28 Август 2014 640
Лев Любецкий в фильме «Живые и мёртвые».
Лев Любецкий в фильме «Живые и мёртвые».

«Крымская правда» продолжает выяснять, за что мир благодарен нашему полуострову.

Севастопольский Магеллан

Помните Акелу, предводителя волчьей стаи из советского мульт­фильма о Маугли? А батальонного комиссара Сергея Шмакова из «Живых и мёртвых»? Более сотни театральных, два десятка киноролей, с десяток озвученных мультфильмов в творческом багаже заслуженного артиста РСФСР, народного артиста России Льва Любецкого. Начинал же он у нас в Крыму, причём не только творческий путь, окончив в 1941-м Крымское театральное училище в Симферополе, но и жизненный - родился 5 апреля 1920 года в Севастополе. И первые шаги в искусстве сделал в Севастополе, будучи членом кружка детского творчества в Центральной детской и юношеской библиотеке. Нелли Канивец в книге «Мы помним, как это было», пишет, что «дети выступали на праздниках не только в библиотеке, но и во Дворце пионеров, который располагался на ул. Ленина (на этом месте после войны построен Дворец культуры строителей, сейчас Севастопольский Центр культуры и искусств). Самыми активными читателями были братья Борис и Илья Фогель, сёстры Галя и Лена Тузовы, Юра Михайли, Юра Челноков, Нина Славская, Муса Джигит, Вилор Чекмак, сёстры Алла и Люда Тяпкины, Мейор Жудов, Лёва Любецкий». Увы, многие из этих ребят, так же, как другие читатели библиотеки, погибли в годы Великой Отечественной, встав на защиту любимого города и Родины. Лев Любецкий, краснофлотец, актёр театра Черноморского флота, поднимал боевой дух защитников Отечества, выступая на импровизированных сценических площадках на поле боя, не раз во время выступлений попадая под обстрелы и бомбёжки. Сохранилось представление от 22 сентября 1942-го к медали «За боевые заслуги» на Льва Григорьевича Любецкого, комсомольца с 1936-го: «Товарищ Любецкий, краснофлотец - артист театра Черноморского флота, выступая в скетчах и ведя программу концертов, всегда весёлой и остроумной шуткой доставлял культурный отдых бойцам, командирам и политработникам. При обороне Перекопа, города-героя Севастополя, на побережье Азовской флотилии и Чёрного моря везде выступал товарищ Любецкий, своим художественным словом укрепляя боевой дух красноармейцев». Кроме этой медали, награждён наш земляк и орденом Отечественной войны II степени.
После войны играл в театрах Ташкента, Таллинна, Ленинграда, потом перебрался в Москву - в Центральный академический театр Советской Армии, затем более 30 лет играл на сцене Московского театра имени Ермоловой. В кино дебютировал в 1962-м, сыграв губернатора в «Гусарской балладе», потом вновь пережил ощущение войны в «Живых и мёртвых», перевоплотился в милиционера в «Дай лапу, друг», учёного Костю да Винчи в «Теории невероятности», Фернандо Магеллана в одноимённом фильме-спектакле, тренера в «О чём не узнают трибуны» и в культовом «Следствие ведут Знатоки» отметился, требуя себе в одной из серий небывалую по тем временам роскошь - «телефон бежевого цвета с наборным диском на трубке». Последнюю роль в кино наш земляк сыграл в 1992-м - комиссара в «Аляска, сэр». А спустя восемь лет Льва Любецкого не стало.

Биологи Никиты

На Кубе до сих пор с уважением вспоминают советских учёных - супругов Иссахара Лившица и Нину Петрушову - спасителей деревьев острова Свободы от клещей. Впрочем, спасали они не только кубинские деревья, опытом и наработками супругов пользовались и до сих пор пользуются во многих странах мира.
А началось всё в Крыму, в Никитском ботаническом саду, куда в феврале 1941-го выпускников Ленинградского сельхозинститута и сотрудников Всесоюзного института защиты растений Иссахара Зельмановича и Нину Ивановну направили создавать и возглавлять отдел по защите растений. Кстати, в этом году супругам исполнилось бы 100 лет: Иссахару Лившицу -
23 августа, а Нине Петрушовой - 10 ноября.
Правда, развернуться в Никитском саду они особо не успели - началась Великая Отечественная, эвакуация на Кавказ. Вскоре Иссахар Лившиц ушёл на фронт, воевал на Закавказском, 1-м Украинском. По первому образованию он строитель - окончил Харьковский техникум, на фронте стал сапёром, позже - шифровальщиком. Сохранился наградной лист на гвардии техника-лейтенанта, помощника начальника шифровального отдела штаба 22-й Гвардейской моторизированной штурмовой инженерно-сапёрной бригады Иссахара Лившица: «Честный и добросовестный защитник Отечества, своей энергичной и умелой организацией кодированной связи своевременно обеспечил доставку боевых распоряжений в части бригады. 30 апреля 1945 произвёл разведку немецкой группировки в районе Треббин, представив командованию точные сведения о противнике. Во время разведки в перестрелке с немцами ранен, но продолжал выполнять боевые задания. 2 мая при нападении группировки противника на 2 эшелон бригады в районе Штансдорф под огнём обеспечил своевременную погрузку секретных документов и вывозку их в безопасное место». После войны гимнастёрку старшего лейтенанта, прошедшего с боями от Кавказа до Берлина, украшали ордена Красной Звезды и Отечественной войны I степени, медали «За оборону Кавказа» «За боевые заслуги». Фронтовик не ожесточился, остался таким же гуманным и порядочным, каким его знали до войны.
- Отец Иссахара Зельмановича, - рассказывает Галина КОЛОТ, автор книги «Никитский сад. Созидатели», - работал врачом в селе Винницкой области. Местные жители его очень любили. Когда пришли немцы, то поначалу не планировали его ликвидацию, - он свободно владел немецким языком. Но однажды, когда дед вёл приём населения, ему сообщили, что жена арестована и её куда-то везут на подводе. Зельман Иссахарович прекратил приём, вышел из больницы и сел на телегу рядом с женой. Их накрыли какими-то одеялами, вывезли за село и расстреляли. А сразу после войны в Никитском саду работали пленные немцы, один из них - в лаборатории Иссахара Зельмановича, которого все звали на русский лад Захар Семёнович. Так вот немец тот страдал язвой желудка, и Лившиц кормил его кашей. А на удивлённые вопросы, как же так, по-человечески относится, ведь знает, что такое фашизм, родителей его казнили, отвечал: «Никто не хочет видеть своего сына подлецом». Такой он был мудрый, человечный, гуманный и большой друг для тех, с кем пришлось ему работать, исключительно преданный делу, принципиальный, отзывчивый. Под стать ему и супруга, которая пришла в сельхозинститут, отработав два года на фабрике. Тяга к знаниям у девушки была огромная, за год сумела осилить программу двух курсов, окончить аспирантуру.
Вновь в Никитский сад супруги приехали в 1946-м, сразу началась работа по спасению урожая в крымских садах. Особые неприятности доставляли яблоневая плодожорка, яблоневые, грушевые клещи. Известные методы оказались бессильными, вредители привыкали к ним, нужно было усовершенствовать систему химических мероприятий, наказать клещей, лишавших крымчан вкусных плодов.
Этим вплотную и занялся отдел, - продолжает Галина Колот. - Захар Семёнович комбинировал, испытывал, использовал новые быстро разлагающиеся препараты, к тому же действующие не на одного вредителя, а на нескольких. В итоге метод борьбы со злостным вредителем зелёных насаждений - клещом был найден. Это стало известно и за пределами нашей страны. Целый год провели на Кубе Лившиц и Петрушова, помогая кубинским товарищам вести успешную борьбу с этим бичом зелёных насаждений. За это время был подготовлен труд: «Тетраниховые клещи Кубы» - настольная книга для агрономов и учебное пособие для преподавателей Кубы. А на Родине появились монографии: «Растениеобитающие клещи», «Определитель обитающих в почве клещей». В итоге в 1980-м ведущему учёному Никитского ботанического сада, доктору биологических наук, профессору, заслуженному деятелю наук УССР, создателю школы акарологов (изучающих клещей) Иссахару Лившицу присуждена Государственная премия СССР.
Но настоящей наградой для учёных стали цветущие и плодоносящие сады полуострова.
Нина Ивановна отвечала «за связь с производством». Колхозы, совхозы, разные службы, чиновники, которых нужно было убеждать, доказывать необходимость внедрения методов борьбы с вредителями и болезнями в садах Крыма, договоры с руководством «Аэрофлота», чтобы обрабатывать сады с самолётов - всё это было на её хрупких плечах, - продолжает Галина Колот. - Энтузиазм Нины Ивановны, знания, а она очень эрудированный человек, сила слова, её обаяние всегда помогали в работе, в общении с людьми. А люди, общаясь с ней, ценили её заботу, внимание. Она сплачивала молодёжь отдела, была научным руководителем у многих аспирантов, и, как вспоминают они, даже находясь в рабочей командировке на Кубе, не забывала о них, намечала план исследований, напоминала о сроках. В 70-е годы наука взяла под свой контроль разведение вредных насекомых для проведения опытов биологической и генетической борьбы. Под руководством Нины Петрушовой впервые в стране применяли методы лучевой и химической стерилизации, массового размножения насекомых для получения биоматериала.
А ещё Нина Ивановна создала в сложном 1990-м в Никитском ботаническом саду ветеранскую организацию, чтобы защищать интересы тех, кто, как и она с мужем, отдали многие годы жизни служению науке, Родине и Никитскому саду, сделав большой вклад в фитопатологию, вирусологию, акарологию и иммунологию растений, спасая природу и красоту полуострова.
Это некоторые крымские события и люди, без которых мировая история развивалась бы иначе. Ждём ваших писем: 295000, Симферополь, ул. Генерала Васильева, 44, или pisma@c-pravda.ru

Иссахар Лившиц.

Нина Петрушова.

Наталья ПУПКОВА.