Опередивший своё время

25 Декабрь 2012 1174
Хирург третьего тысячелетия Александр Блискунов.
Хирург третьего тысячелетия Александр Блискунов.

Шестнадцать лет назад, 28 декабря 1996 года, ушёл из жизни гениальный человек, блестящий врач-ортопед, профессор Александр Иванович Блискунов. Ушёл на взлёте, полный творческих замыслов и планов, а его имя золотыми буквами вписано в историю нашего полуострова. Заслуженный изобретатель СССР и УССР, лауреат Большой Золотой медали ООН (единственный в мире хирург-ортопед, удостоившийся столь высокой награды), лауреат премии им. В. К. Семинского, лауреат знака отличия президента Украины, автор уникального метода удлинения конечностей оставил после себя сто двадцать пять изобретений по медицинской механике и множество спасённых жизней. О таких людях говорят: он опередил своё время, ведь то, что делал хирург Блискунов, не делал никто в мире! К сожалению, его прогрессивный метод до сих пор не получил должного внимания со стороны мировой общественности.

Талантливый человек талантлив во всём

Александр Иванович был очень талантливым и обаятельным человеком, в любом деле использовал творческий подход. Все, кто общался с Блискуновым, отмечали фантастическую ауру, внутреннюю силу и энергию, отражающуюся в его неповторимом взгляде. Воистину говорят, что глаза - это зеркало души. Он был многогранной личностью. Сегодня мало кто знает, что светило крымской хирургии слыл прекрасным художником. В своё время Александр Иванович оформил более 150 книг для разных издательств, нарисовал целую галерею шаржей на своих коллег и друзей, публиковались его карикатуры и в «Крымской правде». Где бы он ни был, куда бы ни ездил, всегда возвращался с рисунками и набросками, многие из которых сопровождались остроумными стихами. Блискунов собственноручно готовил все технические чертежи к научным разработкам, а многие доклады сопровождал своими юмористическими рисунками.

В нём удивительным образом сочетались искромётный ум и почти детская застенчивость.

Он был тонким ценителем и знатоком литературы. Знакомые профессора отмечали, что Блискунов был потрясающе интересным собеседником, многие даже сравнивали его с Леонардо да Винчи по уровню энциклопедичности знаний. Александр Иванович любил всё делать своими руками, тяга к изобретательству у него была с самого детства. Его друзья рассказывали, что он всегда что-нибудь мастерил: то гармонь соберёт, то электрогитару, причём не одну. Любовь к музыкальным инструментам была не случайна. Блискунов был профессиональным музыкантом с двадцатилетним стажем: работал гитаристом в эстрадном оркестре, играл в ресторанах, на свадьбах. В компании друзей мог с завидной лёгкостью исполнить под гитару или на пианино любую песню.

Александр Иванович был неисправимым оптимистом, как говорят его коллеги, он обладал особым, «блискуновским» чувством юмора. Больше всего на свете этот человек ценил настоящую дружбу. Ученики и последователи профессора по сей день называют его «шефом».

Хирургия будущего

Но главным делом жизни Мэтра была медицина. Его рассказы, планы, научные разработки, которыми он делился, всецело захватывали окружающих. Люди словно попадали под его гипнотическое влияние.

Основоположник метода удлинения конечностей наружными аппаратами академик Г. А. Илизаров говорил о А. И. Блискунове: «Я восхищён принципиально новой стратегией удлинения трубчатых костей без внешней атрибутики. Это направление - хирургия третьего тысячелетия».

Блискуновский метод удлинения костей предусматривает использование высокотехнологичного устройства, которое имплантируется прямо в кость. Больной сам по расписанию производит определённое движение в тазобедренном суставе - и умное устройство удлиняется, а с ним и кость. При этом нет ран и внешних металлоконструкций, больной живёт обычной жизнью и передвигается на своих ногах.

Несмотря на то, что Александр Иванович Блискунов защитил свою уникальную диссертацию «Удлинение бедра управляемыми имплантируемыми конструкциями» в далёком 1983 году, и по сей день его метод не только не превзошли, к нему даже не приблизились.

На голом энтузиазме

Для родных, друзей, коллег и последователей гениального хирурга, канун самого доброго праздника в году омрачён воспоминаниями о его безвременной кончине.

С пронзительной грустью в голосе вспоминает своего учителя и друга Сергей Николаевич Куценко, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой травматологии и ортопедии с курсом нейрохирургии КГМУ им. Георгиевского, который является продолжателем дела Блискунова.

- Вроде должно быть новогоднее настроение, но для тех, кто работал с Александром Ивановичем, для тех, кто пережил его болезнь и преждевременный уход и всё, что с этим связано, декабрь несёт на себе печать траура. Мы - ученики, последователи Блискунова - каждый год 28 декабря собираемся у могилы Александра Ивановича и мысленно каждый производит некий самоотчёт о проделанной нами работе. Вот уже 16 лет, как его нет. Власти, руководители меняются, а безразличие чиновников по отношению к национальному достоянию и научному наследию врача-изобретателя остаётся неизменным. Иной раз те, кто по долгу службы должны содействовать, наоборот, мешают, вставляя палки в колёса.

Я тщательно слежу за мировыми разработками - не догнали ещё нас западные коллеги. Предлагают аппараты более сложные, с электронной начинкой, более дорогие. Понимаете, нигде в мире больше нет этого метода. К нам приезжают оперироваться больные из Канады, Швеции, США, России. Блискунов опередил своё время лет на 50! Его метод - это научная жемчужина Крыма и Украины.

Государство может на этом нормально, цивилизованно зарабатывать деньги. Только создайте условия для хирургической деятельности, запустите производство медицинских конструкций, а реабилитация больных - всё наше Черноморское побережье. И, как говорил Александр Иванович, «за счёт приезжих можно лечить наших соотечественников». Но за все эти годы ни копейки не было выделено ни на научные разработки, ни на конструкторскую деятельность. Всё за свой счёт, всё на энтузиазме.

Я руковожу шестью кандидатскими диссертациями, мои ученики - высококлассные специалисты, всё, что Александр Иванович не успел завершить, мы завершили. Сегодня мы вместе с конструкторами создаём новые модификации аппаратов, повышаем их надёжность, уменьшаем их габариты, совершенствуем хирургическую технологию аппаратов. Совместно с институтом травматологии и ортопедии АМН (Академии медицинских наук) Украины ведём работу по применению таких аппаратов детям с врождёнными укорочениями конечностей.

Мы разработали аппарат для удлинения плеча, разрабатываем аппарат для удлинения голени. Также мы разработали специальное устройство для лечения опухолей костей. Опухоль можно удалить в пределах здоровых тканей, а потом поставить аппарат и нарастить свою же кость. Но наиболее актуальным для нашей специальности - ортопедии, конечно же, является удлинение бедра.

Мне звонили коллеги-ортопеды из Москвы, Питера и многих других городов, хотели купить аппараты, чтобы оперировать. Но для этого нужна уйма операционного инструмента: специальные отвёртки, фрезы, кондукторные устройства, всё эксклюзивное. Мало того, даже если это будет хирург с очень высокой квалификацией, он не справится, пока не проведёт вместе со мною 15-20 операций. Значит, для распространения метода нужно создавать специальную информационно-научно-педагогическую базу. К сожалению, мы своими силами не можем её создать, а от официальных структур, которые должны следить и помогать внедрению научных разработок, нет никакой отдачи.

- Сколько операций в год выполняется по методу Блискунова?

- Для лечения переломов костей мы проводим более ста операций в год. Удлинение конечностей по Блискунову - чисто крымская технология, мы оперируем около 20-30 человек в год. Желающих в десятки раз больше, но во главе угла стоит финансовый вопрос: многие попросту не в состоянии обеспечить себя этим лечением. Ведь все затраты ложатся на плечи больных. Тем не менее, мы стараемся помогать социально незащищённым детям-сиротам, предоставляя аппараты и проводя операции за свой счёт.

Вы знаете, импортные металлоконструкции стоят около восьми тысяч гривен, затраты на медикаменты - примерно аналогичные. Но если мы сможем наладить производство наших фиксаторов, то цены будут раза в три-четыре меньше. А Украина сможет не покупать аппараты за рубежом, а продавать. По техническим параметрам фиксаторы и аппараты Блискунова на порядок лучше. Но за рубежом у производителей есть система продвижения товара, а у нас - только идеи и никакой государственной поддержки.

- Ваш прогноз: какое будущее ждёт этот уникальный метод?

- Судьба многих изобретений на территории постсоветского пространства такова, что после того, как они оказывались невостребованными у нас, эти технологии попадали на Запад и уже с другими названием, дизайном возвращались к нам.

Например, вот польский аналог фиксатора Блискунова для лечения переломов костей, который обойдётся нашему пациенту примерно в восемь тысяч гривен (не считая медикаментов, наркоза, которые потянут на такую же сумму - Ред.). Однако его стартовая стоимость раза в три-четыре дешевле, но пока он к нам на рынок попадает, цена вырастает до восьми тысяч. Медицинские торговые представители различных компаний, которые к нам приходят, постоянно предлагают китайские фиксаторы, индийские, польские, швейцарские, только не наши.

Вот она - металлургическая страна Украина, где есть такой интеллектуальный потенциал, мощнейшие предприятия, а мы на миллионы долларов поглощаем зарубежную продукцию. Это беда не только нашей специальности, везде так.

Как тут не вспомнить слова таможенника Верещагина из кинофильма «Белое солнце пустыни»: «За державу обидно!».

На Украине есть фиксаторы лечения переломов костей Блискунова, в Тернополе - профессора Рубленика. Вот они - свои, родные. Так где же наши чиновники, которые скажут: «Давайте создадим производство. Будут предприятия, на них будут люди работать, наши пациенты будут лечиться нашей продукцией, качественной, но более дешёвой». Такое впечатление, что никому это не надо, кроме доктора и пациента. Моя задача - чтобы метод Блискунова остался жить в моих учениках, большего я уже не могу прогнозировать.

Официальная статистика ЦИТО

(Центральный научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии)

За 10-летний (1984-1994) период пятнадцать научно-исследовательских институтов (НИИ) травматологии и ортопедии подали 352 заявки на изобретения, а получили 51 авторское свидетельство на изобретение (патентоспособность - 14,5%);

А. И. Блискунов за это же время подал 130 заявок, а получил 49 авторских свидетельств (патентоспособность - 37,7%).

Один Блискунов обладал изобретательским потенциалом пятнадцати НИИ.

* * *

Блискунову волею Господней,

В знак того, что путь его продлён,

Будет адресована в Сегодня

Благодарность будущих времён...

Владимир Орлов.

Александр ДРЕМЛЮГИН.