Крымчанин, покоривший «штопор»

Исполняется 120 лет со дня рождения Константина Арцеулова

29 Май 2011 1877
Сергей Люшин, Сергей Королёв и Константин Арцеулов (слева направо) у планёра «Коктебель». Крым, 1929 г. Фото с сайта www.people.su и В. ЧЕРЕДИНЦЕВА, www.rgantd.ru
Сергей Люшин, Сергей Королёв и Константин Арцеулов (слева направо) у планёра «Коктебель». Крым, 1929 г. Фото с сайта www.people.su и В. ЧЕРЕДИНЦЕВА, www.rgantd.ru

Сорок пятый пилот-авиатор в мире, получивший диплом Международной федерации воздухоплавания в 1911 году. Первый, кто сумел покорить смертельный «штопор», когда из-за малейшей неточности самолёт «ввинчивался» носом в землю. Первый в стране лётчик-испытатель. Первый, кто открыл для планеристов гору Узун-Сырт (ныне Клементьева, в честь погибшего планериста Петра Клементьева) у Коктебеля. Константин Арцеулов был первым во многом и при этом оставался очень скромным человеком.

Первый полёт

Имя для родившегося в Ялте сына Константин и Жанна Арцеуловы придумали сразу - Константин, в честь отца и прадеда. Предки будущего авиатора - знаменитые. Дед по отцовской линии - Николай Арцеулов - инженер, создававший первые броненосцы русского флота, по материнской - художник-маринист Иван Айвазовский. Выбор профессии, казалось, предначертан. В 14 лет после окончания Севастопольского реального училища поступил в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге, как мечтал отец, старший судостроитель Севастопольского порта. Но через три года врачи обнаружили у парня «слабые лёгкие». Вернувшись в Крым, Константин пытается исполнить мечту мамы - поступить в Петербургскую академию художеств и благополучно...... проваливает экзамен. Ему просто некогда готовиться - манит небо. Первый планёр, построенный ещё в 13 лет, был неудачным, та же судьба постигла и второй, но «А-3», стартовавший с горы Узун-Сырт, подарил радость полёта.

Потом были заводские машины: в Петербурге крымчанин устроился на авиазавод Первого Российского товарищества воздухоплавания Щетинина и Ко, при нём была авиашкола «Гамаюн». По её окончании наш земляк и получил диплом №45. Впрочем, ещё будучи учеником 12 августа 1910 года Константин Арцеулов стал первым лётчиком-испытателем первого выпущенного на заводе самолёта «Россия-Б». Через два года - инструктор Севастопольского аэроклуба. А вот в армии довелось служить кавалеристом - в Крымском конном полку.Пять боевых

С кавалерии началось и участие в Первой мировой войне. Ранение, три боевых награды получил лихой прапорщик 12-го Белгородского уланского полка, но мечтал сражаться в небе. Добился своего: краткая учёба в Севастопольской (Качинской, знаменитой «Каче») авиашколе, звание военного лётчика. Двести с лишним вылетов на разведку, 18 боёв, выдворивших врага за линию фронта. В одном из них удалось подбить немецкий «Альбатрос». Русские умельцы восстановили трофейную машину, на ней Константин Арцеулов, как «свой», летал на разведку, добыл ценнейшие сведения перед началом Брусиловского прорыва. Ещё две награды появились у нашего земляка - ордена Святой Анны и Святого Владимира 4-х степеней.

В сентябре 1916 года руководство Севастопольской авиашколы ходатайствовало о переводе лётчика на работу в «Качу» руководителем класса истребителей.
В Севастополе и произошло покорение «штопора». Задумка родилась на фронте: слишком часто доводилось хоронить товарищей, погибших из-за попадания в «штопор». В теории всё отлично, не хватало практики. Как истинный испытатель крымчанин проверял на себе. На высоте 2000 метров 24 сентября 1916 года Константин Арцеулов ввёл самолёт в «штопор» и, сделав 3 витка, вывел машину в крутое пикирование. Повторил для «закрепления», уже пройдя 5 витков. Вскоре «штопор» стал фигурой высшего пилотажа, включённой в курс обучения лётчиков-истребителей. Сколько жизней на фронте (когда намеренно, уходя в «штопор», лётчики обманывали противника), на испытаниях спас рискованный поступок крымчанина, не счесть.

Красный лётчик

Он был одним из тех, кто сохранил знаменитую «Качу» в гражданскую войну. Стал красным военлётом, сформировавшим в «Каче», теперь уже Тренировочной авиашколе Южного фронта, 1-й Красный социалистический авиационный отряд. Потом - Москва, начальник лётной части 1-й высшей школы красвоенлётов. Многие из тех, кого обучал инструктор Арцеулов, стали знаменитыми. Константин Константинович гордился товарищами, так же влюблёнными в небо. Среди них и командир экипажа, совершившего первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в США, Валерий Чкалов. Кстати, первый портрет будущего Героя Советского Союза написал Константин Арцеулов. Крымчанин не только учил, он испытывал новую технику. Чуть не погиб, испытывая истребитель «ИЛ-400» (истребитель с мотором «Либерти» мощностью 400 лошадиных сил), но, едва оправившись от переломов, согласился на испытания доработанного «ИЛ-400 бис». Стал официально лётчиком-испытателем, заведующим испытательной станцией Госавиазавода №1. На счету Арцеулова - около сотни испытанных самолётов и, конечно, любимые планёры.

Свой пятый строил уже не в одиночку, основав первый в истории страны кружок любителей-планеристов «Парящий полёт», в который входили будущие знаменитые авиаконструкторы Сергей Ильюшин, Александр Яковлев, Олег Антонов и другие. На первых всесоюзных планёрных испытаниях «А-5» получил главный приз, а к званиям «первый» в биографии Арцеулова добавилось «пилот-паритель №1». Для всесоюзных слётов планеристов он выбрал полюбившуюся ещё с детства гору Узун-Сырт. Здесь в 1929 году Константин Арцеулов испытывал новый планёр - на этот раз «Коктебель», созданный двумя Сергеями - Люшиным (позже авиаконструктором, создателем одной из первых советских катапульт) и Королёвым (будущим создателем космической техники).

Аэрофотосъёмки, уже во время работы в гражданской авиации, для уточнения карт Предуралья и Сибири, будущего Турксиба; почётный знак «За налёт 500000 километров и выше» (на тот момент самый большой) и...... ссылка. По навету в 1933 году Константин Арцеулов оказался в Архангельске. Довелось вспомнить о морской и художественной стезе: работал мотористом на катере, художником-проектировщиком Госзеленстроя, оформляя набережную Северной Двины. Реабилитировали его через три года, но внук Ивана Айвазовского понимал: в авиацию уже не вернуться. Стал профессиональным художником. Особенно часто писал самолёты, небо и море. До своего 90-летия Константин Арцеулов не дожил год и два месяца.

На фото: Константин Арцеулов.

В тему

В эти дни - 80 лет Симферопольскому авиаспортклубу. «Он создан как школа гражданских лётчиков, - рассказывает Виктор БАЖЕНОВ, экс-председатель Крымской федерации авиационных видов спорта, - через год стал аэроклубом Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству (начальник - Харламов, начштаба - Балтин, инженер - Лосев). Помещения были на месте нынешнего Центрального рынка, а в доме на Пушкинской - планёрное звено. Этот спорт приобрёл особую популярность, к примеру, А. Дабахов и В. Заярнов сконструировали планёр «Д-З», успешно выступали на соревнованиях. Много лётчиков вышли из аэроклуба. Самый известный, пожалуй, дважды Герой Советского Союза Амет-хан Султан. В клубе занимались и будущие Герои Советского Союза: Александр Вильямсон, Николай Самохвалов, Абдраим Решидов, Игорь Шардаков, Бронислав Грузевич и другие. Выпускник аэроклуба Виктор Белецкий, кавалер ордена Красного Знамени, 27 декабря 1941-го направил горящий самолёт на скопление вражеской техники.

После войны клуб продолжил подготовку влюблённых в небо. Высоких результатов в самолётном спорте достигли Л. Одаев, Л. Зеленина, В. Кобась, Б. Шакурский. Вклад в развитие авиамоделизма внесли С. Бережной, Ю. Бобров, В. Сауляк, честь Крыма защищали мастера парашютного спорта М. Федоренко, Л. Древетняк, В. Сухоцкий и другие. Здесь получали парашютную подготовку многие десантники, воевавшие в «Афгане».
В 1982-м парашютное звено клуба награждено переходящим Красным знаменем Минобороны. Симферопольский авиаклуб всегда был гордостью города, Крыма, а сейчас 5 самолётов уже 3 года ждут денег на ремонт, парашютный спорт и авиамоделизм существуют лишь на энтузиазме любителей. В войну саратовский пчеловод Ферапонт Головатый на свои сбережения купил два истребителя для фронта. Найдутся ли люди, которые помогут авиаспортклубу имени Амет-хана Султана?».

Художник

Любимому внуку Иван Айвазовский позволял смотреть, как рождается картина. Пройдут годы, Константин Арцеулов станет художником-иллюстратором: рисунки к первой книге - «Легенды Крыма» - он сделал ещё в 1913 году.
С полсотни книг вышли с его рисунками. «Синопский бой» Сергея Сергеева-Ценского и «Костры на сопках» Алексея Мусатова, «Служу Родине» Ивана Кожедуба и «Полярный лётчик» Михаила Водопьянова (будущего Героя Советского Союза, участника спасения экипажа парохода «Челюскин» Арцеулов учил летать в Московской авиашколе).
И почтовая марка, посвящённая запуску СССР первого искусственного спутника Земли в 1957-м, сделана по рисунку Арцеулова. И композиция (совместно с художником В. Добровольским), посвящённая Юрию Гагарину, в газете «Правда» от 13 апреля 1961-го тоже работа нашего земляка.