Несыгранная война

21 Апрель 2024 1986
Юрий Никулин, Владимир Гуляев, Алексей Смирнов, Георгий Юматов (слева направо). Фото с портала «Память народа».
Юрий Никулин, Владимир Гуляев, Алексей Смирнов, Георгий Юматов (слева направо). Фото с портала «Память народа».

Вспоминаем советскую эпоху, узнаём незнакомое о знакомых. Они в кино часто играли фронтовиков, вернувшихся с войны, играли, как пережили сами, выстраданно, с надрывом - их эмоции, шрамы в фильмах неподдельные. Они, совсем молодые, сражались за Родину, до Победы. И никто не знал, повезёт ли дожить до неё… Повезло, к счастью. Нам повезло, что есть Победа, «добытая ими в бою», как пел Юрий Богатиков; есть кинофильмы, в которых они играли искренне и честно.

«Боевое оружие»

У Юрия Никулина немного киноролей, тем более главных, серьёзных, мы привыкли: клоун, «Балбес», «Семён Семёныч», но актёр воплотил и вернувшихся с войны милицио­нера, сварщика, слесаря, сотрудника прокуратуры, шофёра… И фронтовые. Майора Василия Лопатина в фильме Алексея Германа, Константина Симонова (тоже фронтовик, медали «За оборону Одессы», «За оборону Сталинграда», ордена Красного Знамени, два боевых Отечественной войны первой степени) и Валерия Федосова «Двадцать дней без войны». И рядового Некрасова в картине Сергея Бондарчука (медаль «За оборону Кавказа») и Вадима Юсова «Они сражались за Родину». Впрочем, в комедийной «Бриллиантовой руке» Леонида Гайдая (медаль «За боевые заслуги»), Мориса Слободского (медаль «За оборону Москвы», ордена Красной Звезды, два - боевых Отечественной войны второй степени), Якова Костюковского и Игоря Черных, есть «фронтовой эпизод». Фраза, которую Юрий Владимирович произнёс автоматически, как выстоявший в войне, не по сценарию, но вырезать кадр не стали. Помните, лейтенант милиции (актёр Владимир Гуляев) протягивает пистолет, Семён Семёнович отвечает: «С войны не держал боевого оружия»… И взгляды обоих - на миг, неосознанно, задумчивые и грустные. Каждый вспомнил свою войну: Владимир Леонидович, лётчик, кавалер боевых орденов Отечественной войны первой степени и двух - Красного Знамени, медали «За взятие Кёнигсберга», участник Парада Победы. Юрий Владимирович кавалер медалей «За оборону Ленинграда» и «За отвагу».

В военном архиве, размещённом на портале «Память народа», есть подписанное командиром Василием Лымарем представление к ордену Славы третьей степени на старшего сержанта Юрия Никулина, 1921 года рождения, помощника командира взвода 72-го отдельного зенитного артиллерийского Пушкинского (почётное наименование за освобождения города Пушкин Ленинградской области) дивизиона. «При обеспечении наступающих частей пехоты непрерывно находился в боевых порядках пехоты, осуществляя разведку целей и корректировку огня батареи. 27 июня 1944-го при отражении контратак обнаружил и вызвал огонь на 15 целей. В результате точной корректуры огнём батареи рассеяно и частью уничтожено до роты пехоты противника». Наградили будущего актёра медалью - За отвагу».

И наградной на лётчика 826-го штурмового авиаполка Владимира Гуляева, 1924 года рождения, первый орден Красного Знамени. Командир полка Герой Советского Сою­за Василий Болтов описывал подвиги младшего лейтенанта: «С 29 апреля 1944-го находится на 1-м Прибалтийском фронте, произвёл 19 боевых самолётовылетов. Над целью работает смело, решительно и умело. За каждый боевой вылет расстреливает весь бое­запас, неся смерть немецким захватчикам. 18 июня 1944-го, летая на штурмовку железнодорожной станции Оболь в группе 6 Ил-2, сделав 3 захода, несмотря на сильный зенитный огонь противника, товарищ Гуляев сбросил бомбы в эшелон, наблюдались три взрыва с чёрным дымом; огнём пушек и пулемётов расстреливал живую силу противника. Задание выполнил отлично. При прорыве сильно укреп­лённого Витебского района товарищ Гуляев летал в день 2-3 раза на штурмовку отходящих войск противника, нанося большие потери врагу. За 23-26 июня 1944-го им уничтожено до 20 автомашин с грузами. Умело маневрирует в зоне сильного зенитного огня, чем не раз спасал самолёт и жизнь экипажа».

Слёзы и шрам

У Алексея Смирнова серьёзных киноролей тоже мало. Два главных фильма о войне в его жизни - «Разведчики» Леся Швачко, Игоря Самборского, Михаила Чёрного и фронтовика Евгения Оноприенко, и «В бой идут одни «старики» Леонида Быкова, Евгения Оноприенко, Александра Сацкого и Владимира Войтенко (медаль «За оборону Киева»). Алексей Макарович - разведчик, миномётчик, медали «За отвагу», «За боевые заслуги», ордена Красной Звезды, Славы, второй и третьей степени. Как и все фронтовики, в фильмах о войне он не играл, а вновь переживал её, своё, ноющее, не отпускающее, потери друзей, разрушенные врагом города и сёла, гибель всего живого от рук фашистов. Вот и в фильме «В бой идут одни «старики» один эпизод вошёл не по задумке режиссёра Леонида Быкова, но вырезать кадр никто не смог, слишком живые эмоции - слёзы авиамеханика Макарыча. Помните, они с комэском Маэстро (Леонид Быков) сидят у пирамидки со звездой, где покоятся погибшие лётчицы Зоя (актриса Ольга Матешко) и Маша (Евгения Симонова). И Алексей Макарович плачет - это реальные слёзы фронтовика. Были просто пробы к фильму, после того эпизода ему стало плохо. Съёмки возобновили через несколько дней, но повторить сцену он не мог - так, со слезами, и вошла в фильм.

В военном архиве - приказ по 169-му миномётному полку командира Ивана Сальцына с описанием подвига сержанта химинструктора 3-й батареи Алексея Смирнова, рождённого в 1920-м, - первая награда, медаль «За отвагу». «В бою 14 июля 1943-го за железнодорожный разъезд Еленск с группой разведчиков проник в расположение противника и огнём автомата уничтожил троих гитлеровцев. 18 июля 1943-го в бою заменил вышедшего из строя командира миномёта, вёл интенсивный огонь, благодаря чему рассеял до двух взводов противника».

Военных ролей у Георгия Юматова много, от первого, неуказанного в титрах, солдата в фильме «Рядовой Александр Матросов» Леонида Лукова, Георгия Мдивани, Александра Гинцбурга до прошедшего несколько войн генерал-майора Героя Советского Союза Алексея Трофимова в «Офицерах» Владимира Рогового (медаль «За боевые заслуги»), Кирилла Рапопорта, фронтовика Бориса Васильева и Михаила Кириллова. В фильме есть кадр, пусть и прописанный в сценарии, но на реальной основе. Помните, когда Любовь (Алина Покровская) выговаривает мужу Алексею, что отказывается ехать с ним к новому месту назначения, устала от кочевой жизни, а потом, когда он, молча одеваясь, на миг поворачивается спиной, видит шрам: «Когда едем, Алёша? - Послезавтра, Любаша». Шрам от пулевого ранения - не работа гримёров, а реальная отметина вой­ны на теле актёра, кавалера медалей Ушакова, «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», представленного к званию Героя Советского Союза за рукопашный бой десантников за Венский мост. В 16 лет он стал юнгой на торпедном катере «Отважный». По одним данным, якобы принимал участие в высадке Евпаторийского десанта, но он был чуть раньше, до окончания подростком военно-морской школы. По иным данным, служба проходила вначале в Азовской военной флотилии, в её составе мог участвовать в высадке Темрюкского и Керченско-Эльтигенского десантов. Потом на базе Азовской создана Дунайская военная флотилия, в её составе вое­вал, но уже на иных катерах (несколько погибло, Георгий Александрович спасся чудом).

В военном архиве - приказ о награждении Георгия Юматова, рождённого в 1926-м, сигнальщика бронекатера 424, медалью Ушакова, подписанный командиром 1-й Керченской (почётное наименование за участие в десанте) Краснознамённой бригады речных кораблей Дунайской флотилии Героем Советского Союза Павлом Державиным. «Красно­флотец Юматов отличился в боях за город Смедерово. Являясь сигнальщиком Бк 424, днём 14 октября 1944-го во время боя Юматов бесстрашно стоял на своём боевом посту. Он под вражеским огнём передавал семафорные приказы комдива всем катерам дивизиона,- писал командир 4-го дивизиона бронекатеров Кузьма Бутвин. - Во время ночного боя с 15-го на 16 октября товарищ Юматов всё время находился на боевом посту и показывал командиру и пулемётчику направление на огневые точки противника, в темноте наблюдал за действиями наших катеров и докладывал комдиву. Когда на катер был направлен весь огонь противника, товарищ Юматов сам стрелял из пулемёта. Своим огнём товарищ Юматов подавил три огневые точки противника».

У наших героев было немало ранений, контузий, но, смотря их фильмы, мы о том даже не догадываемся. Совсем юные, они подарили нам Победу, выстоявшие в войне - подарили любимое кино. Помним!

Наталья БОЯРИНЦЕВА.