Уникальные находки Лавры

Мастера шутят - работали «Христа ради»

7 Апрель 2024 2862
Ведётся кропотливая работа. Фото Натальи ПЬЕТРА.
Ведётся кропотливая работа. Фото Натальи ПЬЕТРА.

5 апреля 1713 года в Санкт-Петербурге в присутствии Петра I была торжественно освящена деревянная Благовещенская церковь. Этот день стал считаться официальной датой основания Александро-Невской лавры. В 2013 году к 300-летию уникального комплекса были проведены масштабные реставрационные работы. О самых интересных открытиях, сделанных реставраторами, рассказывает корреспондент «Российской газеты».

Пять тысяч квадратных метров фасада, 4,5 тысячи квадратных метров живописи, 8,9 тысячи квадратных метров кровельных работ, 104 квадратных метра позолоты высшей категории сложности, 286 заменённых окон - в таких итоговых цифрах представили картину лаврские реставраторы. Их было около 300 человек - инженеров, художников, скульпторов, позолотчиков, маляров, монтажников лесов и окон, подсобных рабочих…

- Много лет у нас шли горячие дискуссии на тему, какого цвета быть Лавре? - рассказал помощник наместника по реставрации Алексей Одинцов. - Но именно юбилейный год помог раскрыть цвет, который выбрал давший монастырю статус Лавры император Павел I. Не секрет, что этот цвет - розовый кармин - был и оригинальным цветом Инженерного замка.

Одинцов признаётся, что в какой-то момент упростил задачу мучающимся колористам, сказав: возьмите цвет 5-тысячной купюры.  Правда, из этого колорита выбивается Троицкий собор. Но это не ошибка, а обязательное решение для русского классицизма конца XVIII века, объясняют эксперты.

Подготовительные работы шли около восьми лет. Это был «обязательно неторопливый» поиск верных решений путём апробаций разных реставрационных подходов. Пример особой сложности - позолота сени над ракой святого Александра Невского. Интересно, что во время реставрации выяснили, что перед сенью во времена блокады, в 1942 году, принимали присягу добровольцы, идущие на фронт: великокняжеская корона с крестом и красное знамя с серпом и молотом остались на фотографии вместе.

Особо протяжённую историю реставрации имела Феодоровская церковь. Начатые в 1997 году работы затормозились по экономическим причинам, но возобновившись в 2007-м, принесли ряд настоящих открытий. Во-первых, было обретено место упокоения графа Якова Ивановича Ростовцева, раскаявшегося декабриста, впоследствии преподавателя Пажеского корпуса, а в конце жизни товарища председателя комиссии по подготовке освободительного Манифеста 1861 года. Демонтаж поздних советских пристроек также принёс сюрпризы - за толстыми слоями промышленных засыпок были обнаружены надгробные плиты грузинских княжеских фамилий.

Когда же реставраторы поднялись на второй этаж, то обнаружили в варварски разделённом объёме храма неожиданно проявившихся на «парусах» изображения евангелистов, а позже, видимо, умно заштукатуренную (по подобию иконы святителя Николая на Кремлёвской башне) «Тайную вечерю». 

Работы, хоть и менее масштабные, шли также в Никольской и Надвратной церквях. Интерьеры Надвратной церкви, уничтоженные в советские годы, были «выращены» в иконописной мастерской Лавры. А над Никольской церковью восстановили крест.

А ещё в Лавре были отреставрированы братские корпуса, ризница, Исидоровская церковь, здания бывших хлебных амбаров.

Елена ЯКОВЛЕВА.