Главный храм царского двора

7 Апрель 2024 2789
Великолепный Благовещенский собор.
Великолепный Благовещенский собор. Фото автора.

На протяжении столетий таковым считался Благовещенский собор Московского Кремля. Он был домовой церковью русских великих князей и царей, предназначался для церемоний семейного характера. В документах XVI-XVII веков его называли «храмом на государевом дворе», «на сенях», «на переходах», так как здание собора входило в комплекс великокняжеского, а затем царского дворца, состоявшего из отдельных палат. В нём издревле хранились священные реликвии: мощи, особо почитаемые иконы, старинные книги, драгоценные сосуды. Настоятель Благовещенского собора традиционно являлся духовником царя.

Благовещенский собор - один из старейших храмов Соборной площади Московского Кремля. Его построили при великом князе, государе «всея Руси» Иване III в 1484-1489 годах псковские мастера по проекту итальянских архитекторов. Украшенный полукруглыми нишами, тремя золотыми куполами, он производил ошеломляющее впечатление. Освятили его в честь праздника Благовещения (7 апреля), установленного в память Благой вести о рождении Иисуса Христа, принесённой архангелом Гавриилом Деве Марии. 

В 1508 году по повелению великого князя Василия Ивановича был вызолочен «верх церковный», иконы иконостаса «обложены серебром и златом и бисером», а сын знаменитого художника Дионисия - Феодосий - подписал церковь «златом». В 1560-х храм приобрёл современный облик. По указу Ивана Грозного его расширили и сделали девятиглавым. Этот этап строительства исследователи связывают с крупнейшими событиями середины XVI века: венчанием Ивана Грозного на царство, завоеванием Казани, взятием Полоцка.

 

Иконостас собора. В день Благовещения Пресвятой Богородицы, 7 апреля, в нём традиционно проведёт богослужение патриарх Московский и всея Руси. Фото автора.

 

 

 

Архитектура Благовещенского собора соединяет элементы ранне-московского и псковского зодчества. Художественное убранство собора складывалось на протяжении столетий. Храм украшен фресками середины XVI века, которые выполнены русскими мастерами в ходе восстановительных работ после пожара 1547 года. Кроме традиционных образов, на стенах редкие в росписях русских церквей XVI века сцены из Апокалипсиса. Изображения иллюстрируют три основные темы: события, происходящие на небе; бедствия, постигшие землю, и борьбу добра и зла. Многофигурные композиции занимают северную, южную и западную стены и своды собора. Преемственность власти иллюст-
рируют образы византийских императоров и русских князей. Ещё одна особенность западной галереи, на сводах которой можно долго рассматривать древние сюжеты - обилие фигур и изображения античных поэтов и философов: Вергилия, Гомера, Плутарха. Проходим по галерее и останавливаемся перед величественным западным порталом (входом), украшенным колоннами и резным орнаментом. Его освещает высокий изящный светильник с огнём - символом вечности.

В Благовещенском соборе находится древнейший в России высокий иконостас. Он включает почти сто икон, установленных в шесть рядов. Существует гипотеза о том, что иконы праздничного и деисусного рядов написаны Андреем Рублёвым и Феофаном Греком. На иконах праздничного ряда изображены евангельские события. В центре иконостаса - серебряные позолоченные Царские врата с образами Благовещения и четырёх евангелистов. Особенность нижнего ряда иконостаса - наличие в нём постоянного места для образа небесного покровителя царя. После смерти царя эту икону уносили в Архангельский собор «ко гробу», а в Благовещенский собор писали новый образ патрона венчанного государя.


Рака для ковчегов-мощевиков, 1894 год. Фото автора.

 

 

 

Внутри собор небольшой. Подняв глаза наверх, на стенах центрального барабана между окнами увидите фигуры ветхозаветных праотцев.
В южной галерее экспонируются фрагменты пола собора, элементы белокаменного резного архитектурного декора. Особое место в соборе занимает бронзовая посеребрённая рака для хранения древних реликвариев с мощами вселенских святых. Рака выполнена в форме гробницы и установлена на постаменте из серого мрамора. На двух её покатых сторонах в углубления вложены 28 серебряных золочёных ковчегов с мощами святых. Этот монументальный ансамбль, выполненный «в русском историческом духе», особо ценился в древней столице - хранительнице традиций. Именно этим и впечатляет Благовещенский собор - святынями царского дома. Сейчас в соборе возобновлены богослужения на престольный праздник Благовещения, которые совершает патриарх Московский и всея Руси.

Оксана ПАВЛЕНКО.