Заберите обратно

Когда возврат гарантирован

28 Март 2024 149
Кухонные комбайны считаются технически сложным товаром.
Кухонные комбайны считаются технически сложным товаром. Фото Анны Кадниковой.

Мы продолжаем вместе со специалистами разбираться в особенностях законодательства о защите прав потребителей, отвечая на читательские вопросы о гарантии на товары и услуги, правилах их возврата при обнаружении недостатков или просто «не подошло». Кстати, 15 марта отмечался Всемирный день прав потребителей, можно сказать, профессиональный праздник каждого из нас.

Сроки важны

Период, в течение которого покупатель, обнаруживший недостатки или неисправность в товаре (выполненной кем-то работе или предоставленной услуге), может потребовать от продавца (изготовителя, мастера) бесплатного устранения их, а то и вовсе возврата денег (правда, есть особенности), считается гарантийным сроком. Устанавливает его изготовитель, причём весь период обозначается заранее и прописывается в договоре (гарантийном талоне, инструкции). Продавец вправе назначить свою дополнительную гарантию, но только не меньше установленной изготовителем. А вот время начала гарантийного срока либо оговаривается сторонами заранее - лучше подтвердить всё документально, договором с подписями и печатью продавца (изготовителя), либо считается законодательно: с момента передачи товара покупателю (выполнения работы или оказания услуги). Впрочем, применить такую норму можно лишь при подтверждении факта передачи (оказания или выполнения), допустим, записью даты в гарантийном талоне, договоре или кассовым (товарным) чеком. Если момент передачи не подтверждён, то гарантийный срок начинается с даты выполнения работы или изготовления товара. Также если момент покупки и фактическое начало пользования не совпадают, это касается, прежде всего, сезонной одежды и обуви, то гарантийный срок отсчитывается с наступлением соответствующего сезона. Не совпадать даты покупки и начала пользования могут и из-за необходимости доставки товара (интернет-магазины, к примеру) или установки (сложная бытовая техника, какие-то специальные конструкции), тогда гарантийный срок отсчитывается с даты доставки и установки, их дата и прописывается в договоре, гарантийном талоне, акте приёма-передачи.

Кроме того, исключительно с даты изготовления отсчитывается гарантия, точнее - срок годности, продуктов, бытовой химии, лекарств, косметики. Для них важно не просто расплывчатое «срок годности: два года», к примеру, но и указание конкретной даты, «годен до».

Отдайте деньги

В рамках гарантийного срока потребитель может требовать от продавца (изготовителя) бесплатного и незамедлительного устранения недостатков (компенсации, если это сделали другие) или замены товара на нормальный; уменьшения цены (соразмерно недостатку). А можно и вернуть товар, потребовать отдать заплаченные за него деньги, но лишь в определённые сроки (не в течение всей гарантии). Правда, в этом случае важно уточнить: товар действительно с недостатками, ненадлежащего качества, или надлежащего, но вам по каким-то причинам не подошёл.

Если товар надлежащего качества, но не подошёл вам по размеру, форме, цвету, или просто, получив и осмотрев, поняли - «не то», обменять (вернуть) его можно лишь в течение 14 дней с момента покупки, получения, сам этот день не учитывается. Однако при таком возврате товара надлежащего качества надо соблюсти обязательные требования: не пользоваться им, примерка не в счёт, но дальнейшее употребление нельзя; никаких потёртостей, оторванных бирок и прочего быть при возврате не должно - сохранён товарный вид и потребительские свойства, заводские пломбы и фабричные ярлыки. Товарный (кассовый) чек, иной документ, подтверждающий оплату и покупку, желателен, но и без них можно, если есть показания свидетелей, к примеру, подтверждающих вашу правоту. Вначале законодатель предлагает обменять не подошедший товар на аналогичный (вашего размера, к примеру), а если же такого на момент обращения нет, то тогда уже можно отказаться от покупки, требовать возврата денег. Срок возврата потраченного - не более 3 дней с момента возврата товара.

Впрочем, есть специальным правительственным постановлением определённые товары надлежащего качества (без брака, но «не понравились, не подошли, не то взяли»), которые обменять и вернуть нельзя. Это продукты; лекарства; товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях; предметы санитарии и гигиены; медицинские инструменты, приборы, аппаратура; средства личной гигиены и гигиены полости рта (расчёски, зубные щётки, парики и прочее); предметы по уходу за детьми; парфюмерно-косметические товары. А также бытовая химия, удобрения; мебельные гарнитуры и комплекты; изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами из полимерных материалов; швейные и трикотажные бельевые (нижнее бельё), чулочно-носочные; очковые линзы. И ювелирные изделия; животные и растения; оружие и патроны, технически сложная техника (бытовая, фото, компьютерная, часы и иная, с гарантией более года); книги; текстильные (лента, тесьма и иные), строительные, отделочные товары (линолеум, ковровые покрытия и иные), отпускаемые по метражу. Если они без брака, то даже в течение двух недель в рамках гарантийного срока обменять и вернуть их не получится.

Но если в рамках гарантии (срока годности) обнаружите брак в этих товарах, к примеру, плесень на продуктах или покрытие треснуло, то вначале можно требовать устранения недостатков, замены, а если это невозможно - возврата средств. Это уже товары ненадлежащего качества, к которым применяются все правила гарантийного срока - устранение недостатков, а если оно не приводит к желаемому результату, то обмен или возврат.

Однако есть категория товаров ненадлежащего качества (с браком), которые вернуть (обменять) можно только в течение двух недель с момента покупки-получения (если считать этот день, то тогда 15 отводится на обмен-возврат) - это технически сложные товары (от машин до часов, почти вся бытовая и оргтехника). Если они качественные, с гарантией больше года, но вам почему-то не понравились, то обменять их или вернуть, повторимся, нельзя. А вот с некачественными технически сложными товарами, при обнаружении недостатков в течение двух недель (не учитывая момент покупки-получения), можно ещё просить замены (если такая же модель, то без перерасчёта цены, если иная - с ним) или возврата товара и денег. После этого технически сложные товары ненадлежащего качества по гарантии можно только ремонтировать. Впрочем, если ремонт затянулся более чем на 45 суток, безрезультатный или постоянный, то всё же о возврате забывать не стоит, но лишь в этих случаях.

Кстати, с 6 апреля в перечень технически сложных товаров добавляются: комбинированные холодильники-морозильники; сушильные и стирально-сушильные машины; кухонные комбайны; комбинированные газоэлектрические плиты и такие же варочные панели; роботы-пылесосы. Так что, выбирая-покупая, сразу проверяйте и не забывайте брать чеки и гарантийный талон. Ответы на иные вопросы читателей, касающиеся прав потребителей, - в следующем выпуске рубрики.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.