Фронтовое единство

13 Март 2024 3048
Владимир Зиракошвили и Пётр Олейников (слева направо). Фото с сайта iremember.ru
Владимир Зиракошвили и Пётр Олейников (слева направо). Фото с сайта iremember.ru

Оно важно в любом деле, а тем более, в сражении, - людей, мыслей, поступков, когда вместе за общее, за Победу! Наше старшее поколение, в Великой Отечественной, как говорил в фильме «Любовь земная» герой Евгения Матвеева, выстоявшее и победившее, знает это точно. Наш День Победы 9 мая 1945-го сложился из единства армии, фронта, тыла, всех веривших, что «наше дело - правое». Единство восьми десятилетий назад в праздник напоминает о себе портретами в «Бессмертном полку», «шагают» герои всех наций и народностей тогдашнего Советского Союза, а в будни… патриотичными фильмами и фамилиями на обелисках братских могил, где рядом покоятся воины единой страны, уходившие в вечность с верой в Победу и то, что сохранят потомки память, единство. Увы, не всегда получается сохранять, но, словно в противовес тому, в знак братства, дружбы народов те захоронения. Вот и на симферопольском погосте наш читатель, член Крымской армянской общины Вартан Григорян, нашёл такое, где рядом офицеры, русский Иван Сидоров и украинец Андрей Мищенко, командир и комиссар батальона, погибшие в один день за Крым. А где-то рядом, как вспоминал боец батальона русский Пётр Олейников, захоронение их ротного - грузина Владимира Зиракошвили…

Владимир Зиракошвили

В минувших выпусках рубрики мы рассказывали о том, как благодаря Союзу ветеранов МВД Симферополя и Управления уголовного розыска республики, взявших шефство над «земляными городами» защитников и освободителей полуострова на старом погосте, благодаря Вартану Григоряну и его помощнице Юлии, приведены в порядок братские могилы воинов, захоронения подпольщиков города. Рассказали и о судьбах уроженцев ещё Российской империи, Курской губернии Ивана Сидорова и Харьковской - Андрея Мищенко, двух майорах, командире и комиссаре 184-го батальона инженерных заграждений 13-й отдельной инженерной Феодосийской бригады специального назначения, участниках Керченско-Эльтигенского десанта, рвавшихся освобождать Севастополь и погибших 22 апреля 1944-го во время вражеского налёта. Владимир Зиракошвили, командир роты 184-го батальона инженерных заграждений, погиб уже при штурме Севастополя 7 мая 1944-го, а Петру Олейникову, сохранившему память о них для нас, к счастью, повезло дошагать до Победы.

Владимир Алексеевич Зиракошвили родился в грузинском селе Качрети в 1919-м. Увы, больше сведений о его довоенной жизни не знаем, но по документам Центрального военного архива Минобороны России, службу в Красной Армии начал с 1939-го, а дома с фронта ждал папа Алексей Захарович - его данные указал для связи сын. 

Погиб старший лейтенант за два дня до освобождения Севастополя, «при выполнении боевого задания», подробности записал в дневнике Пётр Олейников: «Погиб смертью героя. Погиб, но отстояли роту танков, окружённую немцами в глубине обороны». Немногим больше об офицере узнаём и из его наградных листов. Первая награда медаль «За отвагу» - приказ Южного фронта от 14 октября 1941-го - «за отличное выполнение боевого задания», тогда же при выполнении был ранен. Второе ранение, ещё командира взвода, в августе 1943-го на Северо-Кавказском фронте и орден Красной Звезды. «При выполнении боевого задания по инженерному обеспечению наступательных операций 14-го отдельного гвардейского танкового полка прорыва, - читаем наградной, подписанный комбатом 184-го батальона Иваном Сидоровым, - проявил доблесть и мужество. Во время танковой атаки высоты 167 7 августа 1943 года во главе группы сапёров сопровождал танки в боевых порядках атакующей пехоты и, будучи ранен, не покинул поле боя, продолжая лично руководить разминированием подорвавшихся танков. Под огнём противника вывел с минного поля 3 танка и дал им возможность продолжить атаку. Разминировал и обеспечил эвакуацию в тыл 4 подбитых и подорванных танков».

За штурм Севастополя Владимира Зиракошвили посмертно представляли к званию Героя Советского Союза. Из того наградного, подписанного уже новым комбатом Георгием Крюковым, узнаём подробности последнего боевого задания и то, что старший лейтенант участвовал в войне с белофиннами в 1940-м, а в декабре 1942-го он был ещё и контужен. «В боях за освобождение Крыма в период с 10 апреля по 7 мая 1944-го,
командуя сапёрной ротой, сопровождавшей танки 63-й танковой Таманской бригады, проявил мужество и геройство. Находясь на головных танках, преследующих и громящих врага, непрерывно вёл инженерную разведку маршрутов движения танков, инженерных заграждений на промежуточных рубежах обороны противника, быстро, несмотря на ожесточённый огонь противника, делал разграждения, не задерживая в бою стремительного наступления танков. Действуя, как автоматчики, рота, которой командовал старший лейтенант Зиракошвили, вела бой с группами немецких солдат, уничтожая их огнём автоматов. 7 мая 1944-го участвовал в штурме Севастополя. Прорвав оборону противника у колхоза «Большевик», танки 63-й танковой Таманской бригады вышли к водохранилищу. На танках находились сапёры старшего лейтенанта Зиракошвили. В тылу у танков оказалась группа немецких солдат, открывшая огонь по танкам и сапёрам. Старший лейтенант Зиракошвили, увлекая бойцов, бросился на врага, уничтожая его огнём из автомата. Горячая перестрелка перешла в рукопашный бой. 10 немецких солдат и одного офицера уничтожил старший лейтенант Зиракошвили. Рота сапёров полностью уничтожила вражескую группу, пытавшуюся отсечь танки. В этой схватке смертью героя погиб командир роты - старший лейтенант Зиракошвили, с честью отдав жизнь за Родину». Награждения медалью «Золотая звезда» Героя Советского Союза согласовали и командир бригады Владимир Железных, и замначальника инженерных войск Отдельной Приморской армии Арсений Водоватов, но в итоге, спустя два месяца, погибшего офицера наградили посмертно орденом Отечественной войны первой степени. А 9 мая 1944-го Владимира Алексеевича похоронили в Симферополе, рядом с командирами.

Пётр Олейников

Их фотокарточки для истории и потомков сохранил боец 184-го батальона старший сержант Пётр Олейников, до войны ставший учителем и, по привычке, старавшийся записывать события в дневник. Наверное после войны Пётр Дмитриевич никогда не отмечал день рождения, ведь он у него 22 июня - когда началась Великая Отечественная, парню из крестьянской семьи села Кислово Волгоградской области было 19 лет. И он уже четыре года был без погибших родителей, их ему и ещё младшим сёстрам и брату заменили старшая сестра Ольга и её муж Николай. Перед войной Пётр с другом Дмитрием Киселёвым окончил педагогический техникум и стал учителем третьеклассников Ярской начальной школы в Сталинградской области. Весть о войне он услышал на теплоходе, когда в отпуске плыл домой по Волге…

Вместо призыва на фронт отправили молодого учителя заведующим начальной школы села Сарычи Сталинградской области, где вместе с учительницей Лидией Степаненко первое время им пришлось эвакуированных размещать. В декабре всё же мобилизовали, краткие курсы минно-подрывного дела и на фронт. На портале «Я помню» есть его воспоминания и тот самый фронтовой дневник со строками и о Крыме. «Разминировали и наоборот минировали, подрывали мосты, объекты, делали проходы в немецких минных полях для фронтовых разведчиков. Теряли боевых друзей, встречали и учили новых. Наш батальон перебрасывали с одного фронта на другой. Были на Кавказе, в Крыму, Белоруссии, Прибалтике. <> Последнее боевое задание наш батальон получил 10 апреля 1945-го, когда 3-й Белорусский фронт штурмом взял Кёнигсберг (Калининград). Этот город-крепость был сплошь заминирован. Разминированием мы занимались до конца войны и даже после». И воспоминания, как ночью 9 мая 1945-го узнали «сладкое и долгожданное слово, Победа» и встречали его невообразимым ружейным салютом. Пётр Дмитриевич награждён знаком «Почётный минёр», медалями «За отвагу», «За оборону Кавказа», «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией», орденом Красной Звезды…

Орден - за наш полуостров, на котором сражался в составе Керченско-Эльтигенского десанта. И несколько страниц в дневнике посвящены крымским описаниям и событиям. Первая запись - «1 ноября 1943-го. В ночь наш взвод вместе с 318-й стрелковой дивизией и 386-м отрядом морской пехоты пересёк Керченский пролив и высадился в Крыму, в районе Эльтигена. Одновременно части 56-й и 18-й армий высадились в Еникале. Противник отчаянно сопротивляется»… Подробнее о тех событиях-записях - в следующем выпуске рубрики. Не забываем, земляки, - 80 лет освобождения Крыма от фашистов.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.