Добровести разных лет

4 Март 2024 2725
Штрихом выделены освобождённые земли страны к лету 1943-го.
Штрихом выделены освобождённые земли страны к лету 1943-го. Фото автора.

«Не ждите чудес от жизни. Начинайте создавать их сами». Принцип оптимистов, верящих, что всё получится - надо только постараться и с добрыми мыслями, иногда с улыбкой, иногда, что стесняться, и с крепкими русскими «непереводимыми идиоматическими выражениями», приложить максимум сил на пути к успеху. А добровести, что всё равно есть вокруг, лишь помогут, усилят стремления, подчеркнут цель. В минувших выпусках рубрики мы постарались найти те самые, стимулирующие, обнадёживающие, укрепляющие, добровести - с момента рождения газеты 106 лет назад до окончания второго года Великой Отечественной. Конечно, в выпусках из военного времени искать их нелегко: трудное порой превалирует, но и доброе есть - в успешном наступлении, в освобождении даже самого крохотного села, в боевых делах партизан и подпольщиков, в труде тыла, в вере оставшихся в оккупации. Всё это - создание ежеминутных маленьких чудес на пути к большому и общему. На пути к победе. Листаем редкие сохранившиеся номера того периода, ищем добровести, которые так тогда ждала советская страна.

Вместе с читателями

Главный принцип газеты - служение правде и читателям - неизменный во все годы существования издания, под всеми названиями, со всеми коллективами, обозначили наши первые редактора Наталья Александрова, Орион Алексакис, Владимир Басенко, Юрий Гавен, Владислав Кобылянский, Антон Слуцкий, Дмитрий Ульянов, Виктор Шаталов и Георгий Яковенко. В уже далёком 1918-м, когда в трудные годы Гражданской войны рождалась «Таврическая правда». Ему верны были в 1919-м коллеги «Таврического коммуниста» («Крымского коммуниста») Семёна Мирного, а с 1920-го «Красного Крыма», в тот год выпускаемого Юрием Гавеном, Матвеем Мартолиным, Павлом Новицким, Дмитрием Ульяновым и Яковом Френкелем. И «Крымская правда» с 1952-го, когда редактором был Михаил Курьянов, тоже старается не изменять главному в нашей работе - служению правде и читателям. А ещё, по возможности, стараемся (во все времена) добавлять в жизнь добровестей. Даже в Великую Отечественную так старались поступать, а газета не прекращала выходить: после оккупации большей части Крыма, перебралась в сражавшийся Севастополь, затем несколько недель была в освобождённой в десанте Керчи, позже - в эвакуации на Кавказе, вернувшись в Симферополь 80 лет назад с освободителями. Тогда редактором был Евгений Степанов, а когда он с 1943-го воевал в партизанском соединении полуострова, в Сочи «Красный Крым» выпускал Абрам Райчук. Номера «Красного Крыма» отважные лётчики доставляли в Крым, в партизанские отряды.

И вместе с читателями газета, страна, действительно, не ждали чудес от жизни, не ждали, что временные тогдашние союзники, хоть и начавшие поставки помощи по ленд-лизу, подключатся ещё и в бою у нас на территории открытием второго фронта; не ждали благородства от врага, его памяти про подписанный в 1939-м между СССР и Германией пакт о ненападении… Не ждали, а создавали те чудеса, долгожданные и победные, сами: помня, ещё императорские, Александра Третьего, слова о двух союзниках страны - армии и флоте. Помня, что никогда наша держава не склонялась перед врагом. Помня, что, как в песне Самуила Покрасса и Павла Горинштейна-Григорьева, «от тайги до британских морей Красная Армия всех сильней». И каждую секунду доказывали ту силу, то только наше, единственное, союзничество, в бою и в труде; доказывали, что патриотизм, единство и мужест­во советских людей - главные силы страны, способные на многое. На всё. На Победу!
И с 1943-го в ней, нашей, никто в мире не сомневался.

Наступаем и пленим

Первые добровести в первом номере «Красного Крыма» за пятницу, 1 января 1943-го, боевые и трудовые. «Наши войска овладели городом и железнодорожной станцией Котельниково (под Сталинградом, Волгоградом. - Ред.). <> В районе Среднего Дона и на Центральном фронте наши вой­ска продолжают вести наступательные бои». «Партизанский отряд, действующий в Крыму, внезапно напал на группу румынских (Румыния воевала на стороне Германии. - Ред.) солдат численностью до 70 человек. Советские пат­риоты истребили 14 румын, а остальных обратили в бегство. Несколько партизан этого отряда уничтожили немецкую автомашину с запасными частями и точными приборами для зенитных орудий. Группа партизан другого крымского отряда напала на заставу в населённом пункте и перебила немецких солдат и офицеров». Кстати, тогда для народных мстителей и особая медаль появилась - «Партизану Отечественной войны», которой вскоре «награждена группа крымских партизан». А в тылу работали для них и фронта - «Авиазавод, где директором товарищ Абрамов, освоил серийный выпуск двух марок самолётов. К 1 мая досрочно сверх плана выпущено два полка бомбардировщиков». «Оборонная промышленность Казахстана перевыполнила годовую программу производства вооружения и боеприпасов». «85 миллионов рублей и 150 тысяч пудов продовольствия собрали колхозники Киргизии в фонд обороны Родины». «Мощная электростанция построена трудящимися Сибири за несколько месяцев». «Новая мощная домна пущена на Чусовском металлургическом заводе». «В городе Куйбышев (Самара. - Ред.) сдана в эксплуа­тацию новая троллейбусная линия». «Строительство новых угольных шахт широко развернулось на территории cреднеазиатских республик». И снова победное, обнадёживающее, доброе - в номере за 18 января: «Успешное наступление наших войск южнее Воронежа». «Ликвидация окружённых немецко-фашистских войск в районе Сталинграда близится к концу». Мы уже не отступаем так глобально и обидно, как в первое время; уже не так часто попадаем и порываемся из окружения - мы наступаем и окружаем сами.

И вновь в течение года: «C 18 января части Красной Армии Волховского и Ленинградского фронтов соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда». «Войска Закавказского фронта овладели городами и железнодорожными станциями Черкесск, Петровское, Невиномысск, Ставрополье и Микоян-Шахар». «Наши войска полностью овладели городом Воронеж». «Наши войска заняли город Курск». «Наши войска овладели городом Лозовая». «Наши войска заняли город Вязьму»…. Переломное: «Войска Донского фронта, продолжая наступление против немецко-фашистских войск, окружённых в районе Сталинграда, после ожесточённых боёв, преодолев многочисленные мощные укрепления противника, закончили в основном ликвидацию окружённой группировки». Номер газеты с добровестью о победе в Сталинградской битве не сохранился, но мы знаем, что это было, и весть о пленении множества фашистских генералов, фельд­маршала Фридриха Паулюса (кстати, Иваном Ласкиным, что в 1941-м в обороне Крыма сражался), опубликована, и о первом нашем параде Победы - Сталинградском тоже писали. И ещё добровести призывные о том: «Вся наша страна восстанавливает город Сталинград. Трудящиеся собирают средства, предприятия выделяют материалы, оборудование для восстановительных работ. Из Горьковской (Нижегородской. - Ред.) области отправлены в Сталинград одежда, обувь, бельё для населения, транспортёры для Сталинградского порта». «Колхозники Островецкого колхоза имени Сталина Ивановской области обратились к колхозникам Советского Союза с призывом помочь колхозам, пострадавшим от немецкой оккупации, в восстановлении их общественного животноводства. Замечательный почин островецких колхозников встретил горячий отклик по всей стране. Тысячи голов скота уже переданы колхозам, освобождённым от немцев».

А ещё за два года до Великой Победы, 13 мая 1943-го, «Красный Крым» публикует карту с линией фронта на тот момент и размерами территории, освобождённой от немецкой оккупации за период зимней кампании 1942-43-го. «За время зимней кампании доблестные воины Красной Армии нанесли вражеским полчищам тяжёлое военное поражение. В трудных условиях зимы советские вой­ска за 4 месяца и 20 дней продвинулись на запад до 600-700 километров. Освобождена от немецких захватчиков огромная территория в 480 тысяч квад­ратных километров. Полностью освобождены от врага Воронежская и Сталинградская области, Чечено-Ингушская, Северо-Осетинская, Кабардино-Балкарская и Калмыцкая автономные республики, Ставропольский край, Черкесская, Карачаевская и Адыгейская автономные области, почти целиком Краснодарский край, Ростовская и Курская области, значительная часть Ворошиловградской (Луганской. - Ред.), Смоленской и Орловской областей». И заверял верховный главнокомандующий Иосиф Сталин в приказе 1 мая: «Товарищи, враг уже изведал силу сокрушительных ударов наших войск. Близится время, когда Красная Армия совместно с армиями наших союзников сломает хребет фашистскому зверю». Союзники, на тот момент Великобритания и США, воевали вдали от нашей страны, на Тихом океане с Японией, на Средиземноморье и в Африке со сторонниками Германии, об открытом вступлении в основное противоборство рейха и Советского Союза речи не было; второй фронт союзников в Европе появился лишь через год, когда наши войска, освободив свою территорию, двинулись спасать остальные порабощённые фашистами государства. Впрочем, это иная история, в которой тоже были добровести. Ещё о тех, что принёс советским людям 1943-й, о нашем окончательном тогда переломе хода войны и о первом салюте победы - в следующем выпуске рубрики.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.