Какую семью будем укреплять

31 Январь 2024 1350
В этом году на всех уровнях власти обсуждают модель комплексной семейной политики. Фото Константина ЗАВРАЖИНА.
В этом году на всех уровнях власти обсуждают модель комплексной семейной политики. Фото Константина ЗАВРАЖИНА.

- А что с молодыми и бездетными семьями? Чем обернётся идея парламентариев не давать материнский капитал женщинам, впервые родившим после 30 лет? И так молодых обидели: программа маткапитала работает с 2007 года, а выплаты за первенца начались с 2020-го. Оправданны эти ограничения?

- Надеюсь, их не введут. Финансовые меры помощи значимы, - объяснила главный научный сотрудник Института демографических исследований РАН Ольга Воробьёва. - У нас и так изменилась модель демографического поведения: многие молодые люди не торопятся создавать семью, а создав, откладывают рождение первенца. Чтобы нейтрализовать эту модель поведения, нужно 10-20 лет. Демографические тенденции крайне медлительны. Но и изменить демографическую модель поведения резкими мерами, такими, как ограничение возможности получения маткапитала, не получится. Однако нельзя относиться к маткапиталу как к какой-то покупке: «Я рожу потому, что вы мне платите». Несмотря на снижение рождаемости, надо быть честными с молодыми - помогать им, а не взвалить на общество проблемы молодых семей. Опасно формировать мнение: «Вы рожайте, мы заплатим». Это ошибка, которую, надеюсь, государство не сделает. Деньги важны, но только они не решают проблему рождаемости. Концепт всё же иной: «Вы рожайте, а мы будем создавать семейный и общественный микроклимат, который укрепит семью как ценность». А маткапитал - это, скорее, не стимулирующие, а компенсирующие меры для тех, кто готов иметь детей.

Многодетная семья в законе

- Таким стимулом для рождения детей станет законодательное закрепление статуса многодетной семьи? Что он даст многодетным?

- Он поможет изменить в общественном сознании отношение к многодетности, - ответила проректор НИУ «Высшая школа экономики» Лилия Овчарова. - Сегодня у людей есть стойкое мнение, что многодетность приводит к бедности. Надо, чтобы у семей исчез страх перед многодетностью, например, из-за экономических трудностей. Или если родится ребёнок с нарушениями здоровья, а у семьи будут помощники в лице госслужб, которые смогут дать консультацию, как решать проблемы, - тогда мотивация на многодетность вырастет. Но для этого мало декларировать статус многодетной семьи.

Нужно создавать инструменты закрепления этого статуса не только на бумаге. А у нас пока единственный инструмент улучшения жилья для больших семей - ипотечный кредит. Доступен он ограниченному кругу людей, несмотря на то, что многие участвуют в таких программах. Да и использование материнского капитала необходимо продумать так, чтобы люди за его счёт строились или покупали жильё у государства по неспекулятивным ценам и не выплачивали десятилетиями проценты по ипотеке. Не секрет, что каждый раз повышение материнского капитала ведёт к росту цен на жильё.

- Кроме ипотеки, о каких инструментах вы говорите?

- Моё видение - программы укрепления семьи должны пополниться инструментами, которые не связаны с беднос­тью. Для этого нужно переформатирование институтов укрепления семьи - семье надо помогать не только тогда, когда она бедная, а и тогда, когда она в ресурсном состоянии. Она может и хочет рожать, но тому есть помехи. И не только сверхзагруженность на работе или та же защитная реакция на рост жизненных стандартов отодвигают людей от рождения детей.

Мне кажется, что повестка нашего следующего общест­венно-политического цикла - это повестка улучшения условий жизни, роста заработной платы и формирования ценностей. Именно ценности выходят на первый план. Сообщество образованных и самодостаточных людей всегда сплачивается ценностями. А они, кроме СМИ, в основном формируются вокруг системы образования - в детсадах, школах, вузах. Уровень жизни работников этих сфер, как и системы здравоохранения, должен стать прио­ритетным. Это тоже элемент здоровой социальной среды обитания, где семья - сердце.

Удалёнка, семейное авто и статус бабушки

- Политики говорят, что демографическая ситуация в стране начнёт улучшаться примерно через три года. Не рано с учётом демографической зимы?

- Есть надежда, но есть и расчёты. К 2030 году численность работников в возрасте от 30 до 39 лет сократится на 30%, или до 7,2 миллиона человек, - заявила Ольга Воробьёва. - Ситуация, в которую мы входим, ожидаема - наследие 90-х. Молодые будут рожать меньше, их физически меньше. Ставка на тех, кому за 30 лет. То есть на второго, третьего ребёнка. Однако физически крепких женщин, способных без ущерба для себя родить здорового ребёнка, становится тоже меньше. К тому же люди отказывают себе в том, чтобы иметь ещё одного ребёнка, понимая, что им придётся платить за его учёбу, развитие, лечение. Но у нас есть ресурс времени. Он в возрождении социального государства с бесплатным качественным образованием.

Владимир ЕМЕЛЬЯНЕНКО.

Источник: rg.ru