«Борец за свободу тов. Ленин»

19 Январь 2024 2674
Номер о Ленине 1965-го.
Номер о Ленине 1965-го. Фото автора.

При многообразии версий мы так и не знаем, почему в 1901-м появился этот псевдоним у вставшего на путь революционной борьбы за свободу пролетариата 31-летнего Владимира, урождённого Ульянова. Да и отеческая фамилия его уже, кажется, забывается, в советское время её знали и чтили с детства, когда ребятам рассказывали взрослые о маленьком Володе Ульянове, что на созданную им страну смотрел с октябрятской звёздочки… Потом, с пионерского и комсомольского значков, с ордена, с памятников и названий улиц, знали уже Ленина - «Ленинская партия», «Ленинский путь», «Ленинская правда». Владимиру Ленину так и не удалось побывать в Крыму, но фамилия Ульянов для нашего полуострова, для нашей газеты - тоже значима. Благодаря семье, созданной 25 августа (по старому стилю) 1863-го Ильёй Николаевичем Ульяновым и Марией Александровной Бланк (шестеро ребят было - Александр, революционер, казнённый в 1887-м, Ольга, ушедшая спустя четыре года; и ещё революционеры - Анна, Владимир, Дмитрий, Мария), появилось не только первое в мире пролетарское государство, Советская Россия, Советский Союз, но и Крымская Автономная Советская Социалистическая республика (её возрождение на референдуме 20 января 1991-го дало возможность полуострову вернуться в Россию). И наша газета, тогда «Таврическая правда», 1918-го, «Таврический коммунист», 1919-го, «Красный Крым» с 1920-го, появилась - одним из создателей был член Таврического губернского комитета партии, нарком здравоохранения республики Дмитрий Ульянов, младший брат Владимира Ильича. В 100-летнюю годовщину ухода вождя мирового пролетариата мы перелистали несколько номеров газеты с посвящёнными ему материалами.

Шахматы и покушение

Пожалуй, самый нестандартный был к 95-летию вож­дя - в номере за 21 апреля 1965-го, когда редакцией руководил Владимир Бобашинский - «Шахматы в жизни Ленина». «Владимиру Ильичу было 8-9 лет. Он сначала играл с отцом, Ильёй Николаевичем, потом со старшим братом Александ­ром. Александр Ильич достиг такого совершенства, что мог играть, даже не глядя на доску. Ленин с большим увлечением играл в шахматы, однако только в том случае, если это не мешало его школьным занятиям. Шахматы были для него не только игрой, он находил в них своего рода «гимнастику для ума». Вот почему он никогда не любил так называемых «лёгких», или, как он выражался, «гусарских» партий. Ленин всегда предпочитал играть с равным противником или даже сильнее себя. Вопрос шахматного «самолюбия» для него не существовал. Ему доставляла глубокое удовольствие хорошая игра противника. Такое серьёзное отношение к шахматам Владимир Ильич сумел в себе выработать, когда он был ещё 15-летним гимназистом». Сохранились воспоминания Дмитрия Ульянова, как старший брат, у которого уже был второй разряд по шахматам, «зимой 1889-1890-го выиграл у них в Самаре шахматный турнир», обыграв всех, в том числе и ещё одного второразрядника, и даже перворазрядника Андрея Хардина, что был почти на 30 лет старше. А ещё младший брат вспоминал, как в 1922-м, чтобы развлечь больного Ильича, давал ему ряд шахматных задач для решения. Одну из задач, которую Ленин решил быстро, «Крымская правда» предложила и читателям.

Болезнь Владимира Ильича врачи считали следствием «сильной перегруженности последствиями покушения» - 30 августа 1918-го в него несколько раз стреляла Фанни Каплан. На допросе она заявила, что решение о покушении приняла в Симферополе в феврале того же года, пос­ле роспуска Учредительного собрания. В редакционном архиве сохранился номер за 30 августа 1923-го, редактор Мария Колябская, - «Пять лет тому назад международная контрреволюция рукою эсерки Каплан пыталась отнять у мирового пролетариата его лучшую голову - товарища Ленина. Но рабочие и крестьяне Союза Советских Социалистических Республик сохранили своего вождя. Руководимые им, они победили своих врагов и победоносно борются с голодом и разрухой. Привет гиганту пролетарской революции, вдохновителю мировой армии труда Владимиру Ильичу Ленину». Редакционная передовица так и называлась - «Пять лет прошло»: «Исполнилось ровно пять лет с того чёрного дня, когда в вечно бодрого, спешащего с рабочего митинга Ильича выстрелила жалкая эсерка. За эти пять лет гигант пролетарской революции совершил непосильную, сверхчеловеческую работу. Он неустанно строил первое в мире рабоче-крестьянское государство, отдав ему все свои силы без остатка. В конце четвёртого года этой непосильной работы он надорвался, но через 2-3 месяца не выдержал и снова взялся за руль. Сейчас он лечится более основательно. Миллионы трудящихся советских республик знают, что сделано всё, чтобы восстановить, насколько возможно, силы вождя и, судя по последним известиям, здоровье Владимира Ильича Ленина значительно улучшается. Возможно, что через некоторое время он снова станет «у руля», снова раздастся на весь мир его мощный голос». В газете, как и в стране, верят, что «залогом его выздоровления служат новые достижения рабочих и крестьян в деле восстановления хозяйства республик, претворения в жизнь лозунга Ильича о смычке города и деревни, поднятия культурного уровня рабоче-крестьянских масс». И напоминала газета: «В августе 18-го Советская Россия была маленьким островком, окружённым враждебным морем контрреволюции. К 1923-му, к пятой годовщине покушения на т. Ленина, советская власть, благодаря неустанному и твёрдому руководству нашего вождя, утверждена на одной шестой части земного шара».

Памяти вождя

Страна развивалась, деревня смыкалась с городом, поднимался культурный уровень, множились достижения, но, увы, 21 января 1924-го создателя Советского государства не стало (к слову, в январе, только 24 (по новому стилю) 1886-го ушёл из жизни и его отец Илья Николаевич). Номер газеты, подписанный редактором Д. Нарановичем, за тот январский день столетней давности, к сожалению, не сохранился, но в других публикуются «отклики на смерть Ильича», наполненные скорбью, заверениями помнить. «Дело, совершённое им, останется незабвенным для трудящихся масс», уверены в Армяно-базарском райисполкоме, в Бахчисарае «намечается разбить сквер имени Ленина с памятником», «Симферопольский райком взаимопомощи постановил отчислять от каждого спектакля три процента на сооружение памятника т. Ленину». Сохранился номер «Красного Крыма» за 27 января того года, в траурной рамке. «Сегодня мы опускаем в могилу тело нашего любимого вождя Владимира Ильича Ленина. Идеи его будут жить века в сердцах трудящихся» (к слову, решено не опускать ушедшего в землю, а поместить тело в специальный деревянный склеп, спешно возведённый на Красной площади, у Кремлёвской стены, по проекту архитектора Алексея Щусева. В мае склеп обновят, а к осени 1930-го выстроят нынешний каменный).

В газете опубликовано распоряжение комиссии по организации похорон за подписью Феликса Дзержинского: «Сегодня, в воскресенье, 27 января, в момент опускания гроба Ульянова-Ленина ровно в 16 часов по московскому времени должен быть произведён одновременный салют на всей территории Союза ССР. На фабриках и заводах на территории Союза ССР салют производится гудками в течение трёх минут». Также на пять минут были приостановлены, где «по техническим условиям могут быть приостановлены» работы на всех предприятиях страны, «приостановлено движение всякого рода транспорта». В тот день в рабочих клубах выступали старые большевики Юрий Гавен, Алексей Елагин (спустя две недели появится в газете некролог уже на Алексея Ниловича, «бойца Ленинской гвардии, много работавшего в Евпатории и Симферополе»). По всем регионам полуострова - траурные митинги памяти вождя. В Ялте сетуют, что так и не дождались Ильича: «Надея­лись, что приедет он отдыхать на Южный берег Крыма, в Мухалатку - горную деревушку, окружённую соснами и кипарисами, что благодатный воздух юга укрепит его силы». Учащиеся второй Советской школы обещают «пойти по стопам великого и дорогого учителя», стенгазету памяти Ильича выпускают учащиеся татарской школы и клянутся «вечно помнить заветы дорогого вождя». А наш читатель Давель призывает: «Не плачьте, бойцы, над великой могилой, а теснее смыкайтесь и стройтесь в ряды./ И двиньтесь своею могучею силой в жизнь проводить его мыслей труды». И рабочие теснее смыкают ряды, число заявлений о приё­ме в партию резко выросло, и новое имя у детей появилось: «на коммунистических октяб­ринах (аналог крестин. - Ред.) сын т. Каткоса называется Владиленом (Владимир Ильич Ленин). А ещё юные коммунары просят назвать их детдом «имени В. И. Ленина», так решено назвать и открываемую детскую амбулаторию Симферополя, новую радиостанцию в Феодосии… 26 января 1924-го появился город Ленинград (Петроград, Санкт-Петербург). В Симферополе улица и бульвар Ленина в мае появились, а на «Каслинским чугунно-литейном заводе (на Урале) должно быть выпущено 1000 памятников Ленину». Первый, кстати, намечавшийся прижизненным, открыли в Ногинске труженики Глуховской мануфактуры 22 января 1924-го. Впрочем, возможно первый, бюст вождя, у нас появился 7 ноября 1921-го на памятнике «Свободы» в городском парке Симферополя: пролетарий в окружении бюс­тов Владимира Ленина, Карла Маркса, Льва Троцкого (позже Фридриха Энгельса). По воспоминаниям вдовы Владимира Ленина Надежды Крупской, он был против всяких почестей, памятников, улиц, но страна не могла иначе. Кстати, одно из первых названий в честь вождя появилось ещё 31 августа 1920-го - «Борец за свободу товарищ Ленин» - имя первого отечественного танка. Это наша история, помним.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.