Первый орден Ленина для Крыма

16 Январь 2024 2615
Награда в газете и в музее. Фото из фондов ЦМТ.
Награда в газете и в музее. Фото из фондов ЦМТ.

Мы уже вспомнили о юбилее ордена Ленина, присвоенного Крымской Автономной Советской Социалистической Респуб­лике - той, что в 1991-м, спустя 70 лет после её создания и 46 после превращения в область, жители, мы с вами, возродили на референдуме 20 января. Орден Ленина - высшую награду Советского Союза «за выдающиеся успехи в деле проведения основных сельскохозяйственных работ и выполнение обязательств перед государством» автономия, вместе с ещё шестью регионами страны, получила тоже в январе - 3-го, в 1934-м. Вначале постановлением Президиума Центрального исполнительного комитета СССР (позднее - Верховный Совет, Государственная Дума России), в реальности - спустя два месяца. Потом, очевидно, обменен, многие годы считался пропавшим, а 20 лет назад - найден и передан в музей. Что называли «выдающимися успехами», почему меняли орден и где он «пропадал»?

Успехи региона

Автономный орден, не самый первый, хранится в фондах Центрального музея Тавриды (бывшего Крымского краеведческого), а в Государст­венном архиве республики - номер нашей газеты, тогда «Красного Крыма», посвящённый награждению. В нём и изображение ордена, что, под №626, предполагаем, вручён в 1934-м, хотя до нашего времени тот, первого образца, не дошёл. А ещё в газете имена «организаторов и ударников большевистских побед», судьба многих трагична: кто-то позже расстрелян по обвинению в контрреволюции, кто-то в Великой Отечественной остался, кто-то депортирован. И обращение руководства автономии к землякам: «Награда обязывает удесятерить силу и энергию, ещё лучше работать; выполнить и перевыполнить план и в количественном, и в качественном отношении; добиться новых побед на всех участках социалистического строительства Крыма». И заверения от регионов - «будем всегда в когорте передовых». Победы к тому времени были значительные: Крым, всегда славившийся сельским хозяйством, тружениками, смог вырваться из разрухи Гражданской войны, голода и лишений, даже в два раза в 1933-м превысить дореволюционные (знакового 1914-го) показатели по урожаю зерновых. Наша газета писала, что «повышение качества обработки почвы и всех сельскохозяйственных работ отразилось на урожайности». Сев ранних зерновых в 1933 году закончен на 10 дней раньше, чем в прошлом. Из-за погоды уборка хлеба началась на 10 дней позже, чем в 1932 году, но окончена полностью до 25 августа, а годом ранее только 5 сентября. «В среднем за пятидневку в 1932 году убирали 71 тысячу га, а в 1933 году - 93 тысячи, обмолачивали 54500 га в 1932 году, 72 тысячи га - в 1933-м. Средний урожай пшеницы в период первой пятилетки (1928-1932 годы. - Ред.) - 7,1 центнера, а в 1933 году уже 10,3, по ячменю - с 3,5 центнера до 11.8. Если в 1914 году в Крыму произведено 4707 тысяч центнеров зерновых культур, то в 1933 году уже 8466,8 тысячи, то есть в два раза больше. Совхозы и колхозы в 1933 году сдали государству 17,5 миллиона пудов хлеба», полностью к 1 сентября выполнив план хлебосдачи. «Значительно повысилась производительность труда (ручного, в основном, или на конной тяге. - Ред.), засеяно 32009 га хлопка и увеличилось поголовье скота на 8%».

И вообще, автономия активно «под руководством Коммунистической партии выполняет указание товарища Иосифа Сталина сделать все колхозы большевистскими, а колхозников - зажиточными». Показателем, что «колхозники твёрдо стали на путь зажиточной, культурной жизни» было, обычно, количество хлеба заработанного на трудодень «46% всех колхозников получили от 5 до 10 килограммов хлеба, 18,4% - от 15 и выше килограммов хлеба». Кроме хлеба, выдавали овощи, фрукты и 20-50 копеек - можно и прокормиться, и подкопить. Правда, особо тратить не на что, ни телевизоров, ни холодильников ещё не было в стране, зато велосипеды продавали, а на ярмарке в городе можно на каруселях покататься, мороженое поесть и детям гостинцы купить, да и кино в колхозы приво­зили. Машины колхозники покупали для общего пользования.
К примеру, писала газета, колхоз имени Семёнова (увы, в чью честь - не знаем, может тогдашнего секретаря обкома Бориса Александровича. - Ред.) Ичкинского (Советского) района «продал кооперации 2662 центнера хлеба. За эти деньги купили три грузовых автомашины и выстроили автогараж». В целом в крымских колхозах «количество автомашин 439, комбайнов 368, тракторов достигло 2591. Мощность тракторного парка - 46 тысяч лошадиных сил. В 1929 году была всего одна тракторная колонна, 84 трактора, в 1933 году - 27 МТС (машинно-тракторных станций) с мощностью тракторов в 19472 лошадиные силы». Орден Ленина заслужен сполна.

Кстати, на том ордене, первого образца, тоже трактор - символ индустриализации, проходившей в стране. По словам сотрудников Центрального музея Тавриды, орден, учреждённый 6 апреля 1930-го, выглядел непривычно для нас. Правда, профиль Владимира Ильича во всех вариантах один - «за образец для центрального барельефа выбрали фотографию Ленина, сделанную Виктором Карловичем Буллой на II конгрессе Коминтерна в 1920 году. Чтобы подчеркнуть «трудовой» характер награды, художник и скульпторы (Иван Иванович Дубасов, Иван Дмитриевич Шадр и Пётр Иванович Таёжный. - Ред.) расположили вокруг барельефа Ленина промышленный пейзаж, ниже - трактор. И колосья пшеницы, увенчанные серпом и молотом, аббревиатура СССР. Орденов этого типа изготовлено около 700, и орден Крыма попал в их число. Его и вручил республике глава ЦИК страны Михаил Калинин весной 1934 года, ведь уже 27 сентября вид знака ордена Ленина изменён, приобретя знакомые нам очертания».

Забыт - найден

Вручать орден Михаил Иванович должен был на сессии Центрального исполнительного комитета автономии 4 марта, но приехал днём позже и торжественное прикрепление им ордена к флагу республики, очевидно, состоялось вечером 5 марта. Увы, ни публикация в нашей газете, ни запись речи «всесоюзного старосты», ни сообщение о вручении не сохранилась, лишь в стенограмме сказано: «зал встретил его бурными аплодисментами и несмолкаемым «ура».

По словам сотрудников музея, в те годы при награждении вручалась особая грамота, полагались ежемесячные выплаты. В фондах есть документ от 31 марта 1935 года, удос­товеряющий факт вручения Секретарю ЦИК Крымской АССР (Константин Николае­вич Монатов) денежных купонов в количестве 60 штук к высокой награде. «Значит, орден был всё-таки вручён! Кто пользовался этими купонами? Все они были срезаны. К денежным купонам полагались ещё и железнодорожные билеты на одноразовый проезд в пункт назначения и обратно». В 1936-м орден вновь немного изменился, утверждено и новое «Положение об орденах Союза ССР», введены орденские книжки. «1 февраля 1938 года такую книжку вручили и Крымской АССР. На первой странице указаны «фамилия, имя, отчество» награждаемого - «Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика», а на другой - штамп о награждении орденом Ленина №626. Хранится в фондах и документ от 8 февраля 1938 года: «Акт о передаче награды: ордена Ленина за №626, орденской книжки, 60 купонов на денежные выплаты…».

Возможно, тогда передали орден уже нового образца, многие награждённые просили о таких заменах, а может, это и было настоящее вручение, ведь документально в 1934-м оно не подтверждено. Тот орден, переданный 85 лет назад, и хранится в музее. И ежемесячные выплаты к нему выдавали, очевидно, даже после забвения. Вой­на, депортация… в 1945-м автономия стала областью, в том решении Президиума Верховного Совета СССР не было упоминания о преемственности награды, что, скорее всего, всё время, с выездом в эвакуацию, хранилась в секретной части ЦИК и Совнаркома республики. И вновь документ из фонда музея от 24 мая 1947-го: «Секретариатом Президиума Верховного Совета СССР в адрес Секретаря Исполнительного комитета Крымского облсовета депутатов трудящихся тов. Кувшинникова (Георгия Петровича. - Ред.) направлены «для вручения их Крымской Автономной Советской Социалистической республике» (так в документе) купоны (в 25 рублей) для выплаты орденских денег и билеты на проезд в транспорте в любую точку Советского Союза»…

Долгие годы о том ордене, законодательно не отобранном и хранившемся, по словам архивиста Марины Шульженко, в исполкоме Крымского облсовета народных депутатов, не вспоминали. После референдума 1991-го власти просили страну оставить за республикой награды области (ещё один орден Ленина и орден Трудового Красного Знамени), об ордене автономии только упомянуто, что он был… Не сложилось.
И вновь годы забвения для ордена Ленина Крымской АССР. Лишь в 2003-м из бывшего облисполкома обратились к музейщикам с предложением принять в фонды ту высокую награду. Теперь орденская книжка и знак ордена Ленина №626 образца 1936-го - в экспозиции зала истории Крымской АССР.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.