Годовая круговерть

30 Декабрь 2023 2359
Таким был новогодний номер нашей газеты редактора Н. Елизарова сто лет назад.
Таким был новогодний номер нашей газеты редактора Н. Елизарова сто лет назад. Фото автора.

Он уже почти завершился, 2023-й, год сложный и добрый одновременно, разный, как и все его собратья, и уникальный, как они же. «Крымская правда» перелистала архивные страницы своего издания, ещё «Красного Крыма», заглянула в дореволюционные газеты, крымчан расспросила, узнавая, как в разное время смену календарных лет отмечали.

Весна, осень, зима

Празднование Нового года в ночь с 31 декабря на 1 января - традиция молодая. Вот 1035 лет назад мы бы отмечали его, как и все жители Киевской Руси, впервые с 1 сентября - так повелел князь Владимир Святославович, принесший на эту землю веру православную, - в знак окончания полевых работ и сбора урожая (официаль­но дату, с шествиями под колокольный звон, утвердил в конце XV века Иван Третий, Московский царь). А живи мы в Древней Руси, то начинали бы год с 1 марта, когда первые землепашцы на поля после зимы выходили, или же 22 марта - в день весеннего равноденствия. И лишь смену 1699-го на 1700-й отметили бы в ночь с 31 декабря на 1 января - так повелел царь всея Руси Пётр Первый, будущий император Пётр Великий. Отмечать повелел громко, с пушечной стрельбой и фейерверками (сейчас они временно запрещены, не забываем), с ёлкой в домах (не думали тогда, что потомки за настоящую тысячи платить станут или искусственную наряжать). Кстати, новогодние каникулы тоже при Петре Первом появились: столица, как и сейчас Москва, неделю гуляния устраивала, в остальных городах и весях, конечно, поскромнее, но с каждым годом всё торжест­веннее смену лет отмечали. С гуляньями народными, подарками, ёлкой, угощением…

- Ёлки-сосны - как новогодние растения - это Петра Первого придумка, - рассказывает историк Игорь Павленко, - может, таким образом он хотел изменить стародавнюю традицию использования хвои в печальных процессиях, а может, утвердить вечнозелёным деревом, что жизнь продолжается. До него в осенний новый год снопы ржи и пшеницы праздничными считались, а в весенний - ветви яблони или вербы с набухающими почками, а то и цветом. Все растения природным очарованием, естественностью радовали вначале, украшать ели начали лишь с 1817-го, когда супруга императора Александра Первого Елизавета Алексеевна, немка по происхождению, на дворцовую Санкт-Петербургскую площадь Рождественскую ель (ставили не к 31 декабря, а раньше, к 25-му, Рождеству по старому стилю) поставила, повесила, как в своём детстве, свечи, конфеты, золочённые орехи, яблоки, яйца (символ развития жизни не стоил тогда под двести целковых за десяток). На макушку - звезду, подобную той, что над Вифлеемом зажглась в момент рождения младенца Иисуса. Потом ангелочки и ягнята из проволоки и ваты появились, фарфоровые статуэтки, деревянные паровозики… А в новой политической эпохе, когда ёлки через время забытья в дома вернулись, - красная звезда на макушке, красные шары с портретами вождей, стеклянные красноармейцы, полярники на льдинах, автомобили «Победа», самолёты, тракторы, снопы, космические ракеты, телебашни, детвора в национальных костюмах, часы, на которых, как в кинофильме «Карнавальная ночь», без пяти двенадцать, зверюшки, ёлочки, снеговики, бумажные и элект­рические гирлянды…

История страны отражалась в новогодних украшениях, кто-то до сих пор хранит те, советские, а может, ещё имперские - памятные. Возможно, и у вас, уважаемые читатели, такие есть, с историей семьи - расскажите.

Два с четвертью

Может, они куплены ещё в дореволюционных магазинах, которые активно рекламировали себя в крымских газетах Российской Империи.
К примеру, из газеты «Салгир» (1900 год) объявление приводят в интернет-группе «Старый Симферополь. История города»: «Рождественские подарки. Специальные украшения на ёлку. Подарки, игрушки, масса последних новостей. Цены самые умеренные. Для учебных заведений особая скидка. Магазин игрушек А. Пономарёва. Екатерининская улица, дом Ф. И. Киблера». А вот Севастопольское объявление: «В шмуклерском и дамско-рукодельном магазине Я. С. Корнина, Нахимовский проспект, дом Селитрари, уже получены ёлочные украшения и всевозможные вещи для подарков. Дамские рукоделия начатые и готовые. Цены дешёвые». Вообще, цены тогда радовали, а зарплаты у трудяг были не в пример нынешним, допустим, дворник в 1913-м в Крыму получал 18 рублей, разнорабочий - 25, учитель - 90, но килограмм осетрины стоил всего полтора рубля, килограмм красной икры кеты - 60 копеек, килограмм картошки - 3 копейки… Потому на Новый год многие и дома щедрый стол накрывали, и в ресторан могли сходить. «Первоклассный ресторан Европейской гостиницы (ныне район сквера 200-летия Симферополя) в понедельник, 31 декабря 1912 года, торжественная встреча Новаго года и гранд ужин из трёх блюд, и бокал заграничного шампанского (наше - не хуже. - Ред.) по 2 рубля 25 копеек с персоны. Меню: осетрина батлер; жаркое дичь разная; салат ассорти; парфе фундук; пети-фур. Бой серпантин и грандиозная музыкальная программа. С совершеннейшим почтением дирекция И. А. Орехов, М. С. Кривенко, метрдотель А. Ермаков».

- В начале декабря, - рассказывает краевед Иван Коваленко, - магазины Симферополя, Ялты и Севастополя начинали предновогодние распродажи подарков и ёлочных украшений! Как отмечалось в рекламе симферопольских магазинов купца Я. М. Левитана и купца Шпигельглуза «Особые скидки на бриллиантовые кольца, швейцарские часы, золотые цепочки и серьги». В преддверии Нового года устраивались балы-маскарады: в Симферополе маскарады проходили в гостинице «Гранд-отель» (сейчас на её месте - Республиканский музыкальный драмтеатр), в Севастополе - в зале Городского собрания, а в Ялте - в курзале. В ночь на 31 декабря лучший праздничный ужин и музыкальный вечер в Таврической губернии устраивался в симферопольской гостинице «Европейская» (и всего за два с четвертью рубля с человека, прислуга тогда, конечно, в ресторан не совалась, но 5-10 рублей получала, 10 кило судака можно было купить. - Ред.). Благотворительные общества устраивали ужины и дарили подарки «подопечным» - детям-сиротам и бедным представителям национальностей. Особо помогали «своим» Еврейское и Караимское благотворительные общества... Солдатам, не стоящим в караулах, выдавались ужины - двойная порция водки, пиво и мясные закуски...»…

Возвращение даты

Смена политического строя в 1917-м ударила и по празднику, правда, не сразу. Ещё в 1919-м Владимир Ленин ёлку детям пролетариев устраивал, но потом, в условиях Гражданской войны, борьбы с религией, не до того стало. 1 января сделали рабочим днём, новолетие с первого года коммуны, 1917-го, повелели отмечать 7 ноября, предлагая по агитке Владимира Маяковского выбирать: либо ель с цепями буржуазными, либо РСФСР, где всё для простого народа. Кстати, для простых и всяческие буржуазные блюда в Советском Союзе переименовали. Приводила в декабре 1926-го наша газета перепечатку из «Вечерней Москвы: «Консоме профетроль - Бульон с сухими печёными булочками, Консоме протаньер - Бульон с кореньями и зеленью, Осет­рина флорентини - Осетрина разварная со шпинатом, Котлеты по-киевски - Котлеты куриные, фаршированные маслом, Цвибель-клопе - Биточки в сметане с луком, Беф Огарёв - Бифштекс с жареным луком, а Яйца берси - Яичница с сосисками и томатным соу­сом…». А ещё, как вспоминали старожилы, если в доме в двадцатых прошлого века кто-то ставил еловую ветку, то в «контру» записывали, со всеми вытекающими…

Но окончилась Гражданская война, мужал Советский Союз и новогодний праздник решили вернуть. Может, за это благодарны мы должны быть 14-летнему Василию и 9-летней Светлане, оставшимся без мамы, Надежды Аллилуевой, но помнящих её рассказы о дореволюционных ёлках… Грустили ребята в конце декабря и папа, Иосиф Сталин, решил их порадовать, а заодно и всех детей СССР. С его напутствия Павел Постышев, секретарь ЦК ВКП(б) Украинской ССР, опубликовал в «Правде» от 28 декабря 1935 года призыв: «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!». На следующий день редактор «Красного Крыма» Самуил Модонов перепечатал статью: «Искореним нелепое мнение, что детская ёлка является буржуазным предрассудком. Давайте для детей устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах».
И в следующие несколько дней газета публиковала заметки о том, как в разных мес­тах полуострова ёлки устраи­вались. С тех пор праздник с
31 декабря на 1 января вернулся в страну официально. И даже в Великую Отечест­венную взрослые старались порадовать ребятишек. Свидетельство тому - заметка декабря 1941-го из осаждённого Севастополя: «Во всех бомбоубежищах города по инициативе горкома комсомола идут приготовления к устройству новогодних ёлок для детей. Бомбоубежище, где комендантом товарищ Михайлова, получит ёлку с передовых позиций от N-ской воинской части, заказы для которой выполняет пошивочная мастерская убежища». И подарки советские люди даже в войну готовили: сэко­номленный кусочек хлеба, сахара, просто улыбку. Подарком к новому 1942 году стал для Крыма Керченско-Феодосийский десант… А в 1947-м 1 января стало вновь выходным. Это всё наша история и память.

История самого любимого, наверное, у многих праздника встречи Нового года, с ожиданием чуда и добра. Пусть сбудутся добрые пожелания, пусть здоровье, мир и улыбки главенствуют в нашей жизни. С наступающим!

Наталья БОЯРИНЦЕВА.