Как старый год проводишь, так новый встретишь

25 Декабрь 2023 1555
Людмила Касьяненко проводит экскурсию по выставке к 200-летию Островского. Фото Виталия Парубова.
Людмила Касьяненко проводит экскурсию по выставке к 200-летию Островского. Фото Виталия Парубова.

Академический драматический театр имени М. Горького с уверенностью смотрит в будущее. О достижениях и планах рассказывает заслуженный деятель искусств и лауреат Государственной премии Крыма, руководитель литературно-драматургической части Людмила Касьяненко.

- За год мы выпустили шесть премьер, и все они приняты зрителями, спектакли идут на аншлагах, - отмечает Людмила Григорьевна. - Вместе с ценителями классики широко отметили 200- летие великого русского драматурга Александра Островского, творчеству которого посвятили неделю спектаклей по его произведениям. Среди премьер - новая постановка «Волки и овцы» в режиссуре Виктора Навроцкого. Это не капитальное восстановление многие годы не сходившего со сцены спектакля Анатолия Григорьевича Новикова, а новое прочтение. В центральных ролях заняты молодые актёры и из прежнего состава - только Наталья Малыгина в роли Мурзавецкой. Новая сценография, новый эстетика и сценический язык. Спектакль стал дважды лауреатом высшей театральной премии Крыма «Золотой грифон»: в номинациях «Лучший спектакль» и «Лучшая женская роль второго плана» (Нина Станиславская). В фойе несколько месяцев экспонировалась выс-
тавка фотографий со сценами из лучших спектаклей по пьесам Островского 1930-1990-х годов, в которых были заняты корифеи нашей сцены Владимир Кенигсон, Александра Перегонец, Анатолий Добкевич.

- После некоторого перерыва на сцену вернулась современная драматургия?

- Да, это одна из отличительных особенностей уходящего года. Увлекательным, зрелищным получился спектакль по пьесе американского драматурга Дона Нигро в традиции классического детектива «Пять жар-птиц в поместье ворона», поставленный народным артистом Украины Анатолием Бондаренко с очень хорошими актёрскими работами в обоих составах. На Камерной сцене поставлена пьеса Елены Скороходовой «Не бросайте пепел на пол». Это притча с комедийными и глубоко драматичными моментами. Поставила режиссёр из Мариуполя Анжелика Добрунова, которая начала сотрудничество с театром спектаклем «Любовь в стиле барокко» по одноимённой комедии Ярослава Стельмаха.

- Не часто на театральных сценах идут патриотические спектакли. У вас в этом году два. Зрителей это не удивило?

- Нисколько. Они знают, что театр наш идёт в ногу со временем, откликаясь на самые актуальные темы, события. В День памяти и скорби, 22 июня, состоялась премьера спектакля «Рядовые» по пьесе белорусского драматурга Алексея Дударева. Он погружает в атмосферу весны 1945 года, в события, которые происходят с нашими бойцами на подступах к Берлину. Герои героической баллады, именно так обозначен жанр - простые солдаты, люди, вынесшие на своих плечах все тяготы войны. Драматург создал честное, без пафосных лозунгов произведение, а режиссёр-постановщик заслуженный артист Украины Сергею Ющук сумел воплотить его замысел с пронзительной простотой, за которой и философская глубина, и трагизм происходящего. Пьеса получила в своё время Государственную премию СССР, а наш спектакль отмечен Государственной премией РК.

- Судя по аншлагам, не меньший успех, чем этот спектакль, напомнивший о героическом былом, имеет постановка «Позывной «Свет».

- Это так. Рассказ о сегодняшних днях, наполненных тревогами и радостями, надеждой на новую победу патриотов Отечества вызвал большой интерес. Вошедший в наш репертуар спектакль - первая в стране постановка по оригинальной драме Михаила Умнова, героя-
ми которой стали участники специальной военной операции. Режиссёр-постановщик Сергей Ющук сумел точно передать патриотическое звучание драмы и одновременно создать спектакль с запоминающимися образами. За короткий срок спектакль успел получить немало высоких отзывов и стать наряду с «Рядовыми» - самым резонансным в уходящем году.

- Не забывает театр и о репертуаре прошлых лет. Трудно было попасть на спектакль «Они были актёрами», которому исполнилось пятьдесят лет. Зрители обеспокоены информацией, что это была последняя их встреча с героями постановки. Это действительно так?

- Ни в коем случае! Мы показали вторую сценическую редакцию, сделанную в 2000 году. А в апреле пригласим на третью версию, в которой кардинально ничего не изменится. Просто будет ввод новых исполнителей на некоторые роли, и, конечно, - более современное оформление, сценография. Спешим успокоить поклонников театра: легендарная трактовка первого постановщика Анатолия Григорьевича Новикова не меняется.

- Что в планах?

- Художественный руководитель театра Владимир Магар приступает к постановке  пьесы британского драматурга Питера Шеффера «Амадей». По настоятельным просьбам зрителей в репертуаре вновь появится спектакль «Стоянка в Нагасаки» по одному из лучших произведений Валентина Пикуля «Три возраста Окини-сан» - о трагической любви русского морского офицера и японской девушки.

Первую постановку осуществил в 1998 году заслуженный артист Украины Дмитрий Рымарев. Над современной сценической версией будет работать Сергей Ющук, в новой сценографии, с молодыми актёрами. 

- Чем-то смогли удивить зрителей кроме спектаклей?

- Изменениями на Камерной сцене. Зал стал уютным, комфортным и очень красивым, атмосферным. 

- А что порадовало лично вас?

- То, что наш театр по большому счёту не изменяет традиции и принципу русского психологического театра. Генеральная линия по-прежнему - жизнь человеческого духа. 

Людмила ОБУХОВСКАЯ.