Команда: Воздух!

Алексей Герман - о своей новой кинокартине

13 Ноябрь 2023 1695
Мировая премьера масштабной военной драмы «Воздух» состоялась на Токийском кинофестивале.
Мировая премьера масштабной военной драмы «Воздух» состоялась на Токийском кинофестивале. Фото из открытого источника.

Первый блокбастер, который мы увидим в новом году, - фильм Алексея Германа-младшего «Воздух» - выйдет в российский прокат 18 января. Но мировая премьера масштабной военной драмы о юных лётчицах, которые в боях с немцами доказывают, что они не хуже мужчин, уже состоялась на Токийском кинофестивале. Корреспондент «Российской газеты» встретился с режиссёром и поговорил о вчерашних школьницах, которым в Великую Отечественную войну пришлось сесть за штурвал, о нашем сегодня «ключевом вопросе» и о том, почему нам снова надо научиться снимать кино «неправильно»…

- Алексей, в начале работы над «Воздухом» вы говорили, что хотите создать прецедент современного нашего кино про Великую Отечественную войну, которое должно выйти на внешний рынок, чтобы в мире перестали думать, что фашистскую Германию победила Америка. Но за это время всё изменилось.

- Понятно, что на Запад мы уже не попадём. Фильм очень хвалили крупные иностранные компании, но в силу особенностей момента купить не решились. Ничего не вижу в этом страшного. Такая эпоха. Придёт время, и картина вый­дет и там.

Но мир не ограничивается только Европой и Америкой. Фестиваль в Токио это доказал. Обидно только то, что одни из наших партнёров вложили значительные средства в зарубежные права, а теперь всё стало сложнее, но тут ничего не поделаешь. Но важно, что в Токио залы были полны, из них никто не выходил, а иностранный зритель воспринимал картину душой, люди сопереживали, им было интересно.

Когда мы ехали, то понимали, что призов быть не может по определению в контексте мировой ситуации, это подтвердила и первая зарубежная статья, где оценили качество фильма, но была неодобрительная фраза, что авторы придерживаются мнения о моральном превосходстве одной из сторон конфликта СССР и Германии.

Это правда. Мы придерживаемся.

- Вместе с вами в Японии «Воздух» представили и две актрисы, сыгравшие юных лётчиц - Анастасия Талызина и Аглая Тарасова. Сложный был кастинг?

- Да, мы отсмотрели огромное количество молодых акт­рис не только в Москве и Петербурге, но и в Омске, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Краснодаре и так далее. В итоге главную роль сыграла Настя Талызина, внучка Валентины Талызиной, её посоветовал Константин Эрнст. Кроме прекрасной Аглаи Тарасовой, не могу ещё не назвать Кристину Лапшину из Омска. Она сыграла свою первую роль в кино и сразу одну из главных.

- Условия вашей работы над «Воздухом» иначе как турбулентностью не назовёшь. То пандемия, то санкции. В итоге он стал «долгостроем», хотя вы этим не славитесь.

- Проект с самого начала был очень сложным. Вначале мы четыре раза переписывали сценарий, потом четырежды меняли натуру. Декорации взлётной полосы, которую выстроили на берегу Финского залива, раз за разом сносило в море. Из-за непогоды не взлетали самолёты, были аварийные посадки самолётов с камерами, из-за нерадивости одного члена съёмочной группы развалилась модель «мессершмитта», в которую было вложено немало средств, и пришлось строить новую. Снимались сложнейшие сцены блокады Ленинграда и Сталинградской битвы, приходилось тащить танки на далёкие расстояния. Огромное количество проблем было с отсутствием костюмов, военной техники. Многое нам пришлось создавать самим. У нас нет настоящих летающих «яков» и «мессершмиттов», с трудом нашли в Чехии…

Елена БОБРОВА.

(Продолжение читайте в одном из следующих номеров).