Крым. Героизм. Осень 1943-го

7 Ноябрь 2023 2322
О десанте наша газета сообщила 12 ноября 1943-го.
О десанте наша газета сообщила 12 ноября 1943-го. Фото автора.

Мужество, стойкость - не только о том периоде и полуострове - все мгновения Великой Отечественной, великой битвы советского народа за право быть стране, миру. Без фашизма. Однако для Крыма две осени той войны особые: 1941-го и 1943-го, о них мы начали рассказ в прошлых выпусках рубрики. Осень 1941-го - оборона Перекопа, прорыв врага; залп 54-й береговой батареи Николаевки, мужество защитников Севастополя; отвага партизан и подпольщиков, вера крымчан во все годы войны - вера в Победу. Осень 1943-го - шаги к ней, плацдармы на Перекопе и Сиваше, Керченско-Эльтигенский десант… Буквально клочки земли, занятые с боями, так и удерживали - отчаянно, помня о боли десантов минувших зим, Керченско-Феодосийском, Евпаторийском, Судакском, Коктебельском, в которых, увы, не удалось воплотить мечту о спасении полуострова. В 1943-м бойцы, стремившиеся в Крым, делали даже, казалось, невозможное, чтобы воплотить. Помним.

От Тамани

История десанта началась для крымчан со сводки Совинформбюро, опубликованной в номере «Красного Крыма», как в войну называлась наша газета, 8 октября 1943-го. Так вспоминали многие читатели и авторы, которым выпала доля быть в оккупированном Крыму, сражаться в рядах народных мстителей. Кому повезло выжить. Добрую весть, украдкой услышанную по самодельным радиоприёмникам, к ночи воплотили в листовках подпольщики в населённых пунктах. И партизаны так поступили - листовки, в газетах: наш редактор Евгений Петрович Степанов, комиссар 1-й бригады Северного соединения, вместе с Всеволодом (Сергеем Христофоровичем) Лаганбашевым, Эммануилом Марковичем Грабовецким и Александром Андреевичем Стогнием (погиб в бою 27 ноября 1943-го) выпускали в партизанском отряде газету «За Советский Крым», а в 4-й бригаде Южного соединения выходила «Крымская правда» - газета ялтинских подпольщиков Андрея Игнатьевича Казанцева, Александра Лукича Гузенко, его жены Татьяны Поляковой, нашего собкора Михаила Дмитриевича Соханя, что с ними перебралась из города в лесной отряд. И «Красный Крым» с той вестью наши лётчики смогли сбросить над населёнными пунктами. Ведь сообщение важное: «Войска Северо-Кавказского фронта 7 октября 1943-го заняли город и порт Тамань и ряд других населённых пунктов. Плацдарм противника на Таманском полуострове успешно ликвидируется». И понимали все, что это теперь наш плацдарм, возможно, для нового десанта в Крым. Ждали, очень ждали…

И в ночь на 1 ноября к крымскому побережью двинулись десятки катеров и мотоботов с десантниками. Общее руководство операцией возложено на командующего Северо-Кавказским фронтом Ивана Ефимовича Петрова и командующего Черноморским флотом Льва Анатольевича Владимирского - они не смогли прийти к единству, из-за чего в ставке, в Москве, десант, при всём мужестве бойцов, посчитали неудачным - сходу освободить хотя бы Керчь, как в 1941-м, не удалось. В итоге обоих понизили в должности, комфлота стал руководить эскадрой на Балтике, а комфронта возглавил Отдельную Приморскую армию, созданную на базе фронта и 56-й армии. Предполагалось, что одновременно высадятся на Керченский полуостров бойцы трёх дивизий 56-й армии Кондрата Семёновича Мельника на северо-востоке, в районе Керчи и крепости Еникале (основной десант, за перевозку отвечал командующий Азовской военной флотилией Сергей Георгиевич Горшков), а южнее, в районе Эльтигена, - дивизия 18-й армии Константина Николаевича Леселидзе (за перевозку вспомогательного десанта отвечал командующий Новороссийской военно-морской базой Георгий Никитич Холостяков). Но сильнейший шторм позволил высадиться в первую ночь лишь части бойцов 18-й, плацдарм в два километра глубиной они удерживали сильно - мужество первой группы позволило позже подтянуться и остальным из дивизии, а в ночь на 3 ноября высадиться основным силам 56-й армии. Через неделю ожесточённых боёв у нас был плацдарм от Азовского моря до пригородов Керчи, к декабрю на него переправили ещё несколько десятков тысяч солдат, орудия, танки, боеприпасы… С тяжелейшими боями плацдарм держали до весны.

«Огненная земля»

О десанте наша газета, «Красный Крым», что в Сочи выпускал замредактора Абрам Давидович Райчук, рассказала в номере за 12 ноября, хотя по радио диктор Юрий Борисович Левитан сообщил «десантную» сводку Совинформбюро 6 ноября - вместо чёткой даты в ней говорилось «на днях». Мы не знаем, с чем связано «запоздание вести», может с тяжестью боёв и неопределённостью, когда массовой высадке в первый день помешал шторм. Может, помнили, как два года назад сразу порадовали страну, крымчан сообщением об успехах Керченско-Феодосийского десанта, а потом был май 1942-го, падение Крымского фронта, июль 1942-го - потеря Севастополя, полная оккупация Крыма… В газете за
12 ноября 1943-го слова «на днях» заменены на дату сводки. «Бои на Керченском полуострове. По сообщению Совинформбюро от 6 ноября, войска Северо-Кавказского фронта во взаимодействии с Черноморским флотом и Азовской военной флотилией провели успешную десантную операцию с высадкой войск на восточном берегу Керченского полуострова в районах северо-восточнее и южнее города Керчь. Северо-восточнее города Керчь наши войска, сломив сопротивление противника, овладели сильно укреплёнными опорными пунктами Оссовина, Маяк, Жуковка, Опасная, Крепость Еникале, Баксы, Капканы, создав в этом районе плацдарм шириной по фронту 10 километров и в глубину 6 километров. Южнее города Керчь наши десантные части овладели сильно укреплённым опорным пунктом противника Эльтиген. Неоднократные контратаки против наших высадившихся частей были отбиты. В течение 7, 8, 9, 10 и 11 ноября наши войска вели успешные бои по расширению захваченных плацдармов на Керченском полуострове». И рубрика с тех пор появилась в газете - «Бои на Керченском полуострове», писать о них старались регулярно.

Первым был Эльтиген. Сильнейший шторм, вражеский огонь и минные заграждения в Керченском проливе всё равно не сдержали десантников. Тем более что поддержка нашей артиллерии и авиации была, полыхал берег Эльтигена, прозванный «Огненная земля». Бойцы 318-й Новороссийской стрелковой дивизии Василия Фёдоровича Гладкова, 386-го отдельного батальона морской пехоты Николая Александровича Белякова, отряда морских пехотинцев 255-й бригады Петра Васильевича Харичева, усиленные штрафными ротами, пробивались, с ходу прыгая в ледяную воду и вступая в бой. В представлении к званию Героя Советского Союза 23-летнего начальника штаба 1339-го полка (комполка сразу не сумел высадиться) Дмитрия Степановича Ковешникова читаем: «В ночь на 1-е ноября 1943-го полк произвёл высадку десанта на Керченский полуостров, в районе Эльтигена. Несмотря на сильный артиллерийский и миномётный огонь противника и сильные инженерные заграждения береговой обороны, подразделения полка сумели полностью произвести высадку, занять важные высоты и закрепиться. В течение первого дня противник предпринял 19 контратак с применением танков. <> В течение последующих боёв противник с нарастающей силой применял одну за другой контратаки. Ковешников, благодаря умению, знанию своего дела и проявляя бесстрашие, личным примером воодушевлял бойцов на штурм укрепления и отражение контратак». От 318-й дивизии тогда высаживались 1331-й, 1337-й и 1339-й полки, читатель Вартан Григорян рассказал о 32-летнем командире стрелковой роты 1331-го Георгии Арутюновиче Шатварове, награждённом орденом Ленина: «При высадке морского десанта на Керченский полуостров в ночь с 31 октября на 1 ноября 1943 года высадился со своей ротой первым и начал быстро продвигаться вперёд. В проведённых жестоких боях с немецкими оккупантами проявил смелость и отвагу, а также железную стойкость при отражении яростных контратак противника. Ведя бои на протяжении 7 дней непрерывно, продвигался вперёд, нанося противнику большой урон в технике и живой силе. Противник яростно атаковал танками при поддержке массированных налётов авиации, но стойкость роты, которой командовал Шатваров, победила, и противник не добился успеха, понеся большие потери». А читательница Ирина Богданова рассказала о грузине (многонациональный Советский Союз вместе сражался за Победу) 51-летнем Иване Бегларовиче Куправе, стрелке 1337-го полка, награждённом орденом Красной Звезды: «Высадившись 1 ноября 1943-го и находясь в боевых порядках своего подразделения, показал себя одним из решительных бойцов отделения, не щадя своей жизни, подполз на близкое расстояние к переднему краю противника, где забросал гранатами врага и открыл огонь из ручного пулемёта»… Они шли в бой «За Родину! За Крым! Вперёд!». О других героях десанта, о плацдарме и мосте на Сиваше - в следующих выпусках рубрики.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.