Нужны не заборы, а коллективы

19 Октябрь 2023 432
Согласно результатам опроса Независимого социологического центра 57,9% родителей испытывают беспокойство, когда их дети уходят в школу.
Согласно результатам опроса Независимого социологического центра 57,9% родителей испытывают беспокойство, когда их дети уходят в школу. Фото Анны Кадниковой.

На этой неделе была пятилетняя годовщина так называемой керченской трагедии. 17 октября 2018 года молодой нелюдь, студент Керченского политехнического колледжа, принёс в здание своего учебного учреждения ружьё и сумку с самодельным взрывным устройством. Во время перемены он устроил взрыв в буфете, а затем стал расстреливать всех, кто оказался в зоне поражения. В результате погиб 21 человек. Ещё около 50 были госпитализированы. Правоохранители, первоначально оценившие происшедшее как теракт, в итоге изменили статус трагедии, назвав её массовым убийством.

50% лишних

На сегодня оно признано крупнейшим по количеству жертв в новейшей истории Европы. Случившееся в Керчи стало поводом для пересмотра многих нормативных и законодательных актов, усиления мер безопасности в общеобразовательных учреждениях и борьбы с радикализмом в молодёжной среде не только в Крыму, но и по всей стране. Но увы, и сейчас, пять лет спустя, говорить о реальной безопасности в стенах учебных заведений не приходится. 

- После керченской трагедии появилось постановление федерального правительства, которое регламентирует террористическую защищённость в образовательных учреждениях. Оно предусматривает установку ограждений, систем видео­наблюдения и оповещения, внешнего освещения, рамок на входах и так далее. Всё это выполняется, но честно скажу - не во всех образовательных учреждениях Крыма реализовано до конца, - рассказывает председатель Комитета Государственного Совета РК по образованию, науке и молодёжной политике Сергей Додонов. - Кроме того, в нашей стране были ужесточены правила обращения с огнестрельным оружием. В том числе, правила его получения и ношения. Но самое главное, над чем надо работать - взаимоотношения в коллективах ребят. Нужно формировать в них понимание, что любой вопрос должен решаться с помощью диалога, а не насилия.

То, что в учебных учреждениях попросту выродились коллективы и каждый школьник или студент существует сам по себе, является корнем проблемы безопасности в образовательных учреждениях. Если ребята дружат, проводят вместе время, вовлечены в совместную общественную, творческую, спортивную и трудовую деятельность, у них не возникает даже мысли о том, чтобы унижать друг друга и тем более прибегать к насилию.

- Были годы, когда мы проводили социометрические исследования во многих классах крымских школ. Обнаружилось, что в них не было не то что коллектива, но даже его зачатков, - констатирует первый проректор Крымского инженерно-педагогического университета им. Ф. Якубова, доктор психологических наук Анжелика Лучинкина. - То есть, 50% членов группы находились за кругом общения, в котором состояла остальная половина, но при этом не общались друг с другом. Получается, что 50% детей в каждом классе чувствуют себя лишними. По идее, созданием коллектива должен заниматься классный руководитель. Но из-за высокой нагрузки у него на это не остаётся времени. Значит, нам нужно освободить классных руководителей от преподавательской и бюрократической нагрузки, чтобы у них было время на работу с ребятами.

По словам специалиста, трагедия в Керчи вряд ли случилась бы, если бы у куратора группы нашлось время посидеть на занятиях, чтобы получить возможность в принципе увидеть натянутые взаимоотношения среди ребят, неадекватное поведение некоторых студентов.

- Создание дружных коллективов в учебных учреждениях более важно, чем сис­темы охраны и оповещения. Потому что ни одна дверь, ни один забор не остановят преступника, который замышляет противоправные действия. А вот система поведения и восприятия ситуации действительно заставляет ребят задуматься, как можно решать проблемные вопросы, - резюмирует Сергей Додонов.

Опасность можно предотвратить

В Крыму ограждения всё ещё установлены не во всех учебных учреждениях. Особенно вопрос проседает в сельской местности - сейчас муниципалитеты взяли на себя обязательства решить его до конца этого года. Максимум - в течение следующего. 

Второе «слабое звено» в системе охраны - люди, которые отвечают за порядок и безопасность в школах и колледжах. Сейчас большинство образовательных учреждений находится под защитой частных охранных предприятий. Их сотрудники не имеют при себе оружия. Многие ЧОПы предоставляют в качестве охраны пенсионеров - за более надёжных служителей порядка школам попросту нечем платить.

- Мы просчитывали общую потребность в финансировании охраны ЧОПами во всех учебных учреждениях респуб­лики. Получилась сумма 1,8 млрд. рублей в год. Это весьма внушительные деньги - 1/15 всего бюджета Министерства образования республики, - объясняет Сергей Додонов. - В итоге приходится выбирать: направить эти средства на ремонт школ или наём охранников.

По мнению специалистов, хороший способ усилить защищённость учебных учреждений - обеспечить, наконец, нормальную работу системы «Безопасный город». Это глобальная система безопасности, позволяющая решать весь комплекс задач охраны, защиты и контроля обстановки в населённом пункте. В Крыму она пока толком не работает даже в Симферополе. Между тем и рабочая сеть видеонаблюдения позволила бы правоохранителям замечать и обезвреживать злоумышленника ещё до того, как тот приблизится к зданию учебного учреждения. Одной из причин керченской трагедии стало то, что подросток сумел пронести оружие в здание колледжа. То есть, он спокойно прошёл по городу, неся в руках ружьё и сумку с самодельной взрывчаткой, и никто даже не подумал его задержать и поинтересоваться, куда он направляется.

- Проблема обеспечения безопасности в учебных учреждениях должна иметь исключительно комплексное решение. Невозможно сосредоточиться только на том, чтобы поставить забор вокруг школы и успокоиться, - говорит председатель Общественного совета при МВД по РК Игорь Казаков. - Составляющих безопасности много, но я бы хотел обратить внимание на такой аспект: в учебные заведения в Крыму детей принимают без характеристики с предыдущего места учёбы. Либо это формальная отписка. Между тем это очень важный фактор безопасности. Например, в моём опыте был случай ужасного преступления. Его совершил человек, у которого в характеристике, как потом выяснилось, было написано, что он склонен к подобным действиям. Если бы своевременно обратили на это внимание, преступление можно было бы предотвратить.

Особое внимание в воп­росе обеспечения безопасности в учебных заведениях следует уделять родительскому участию в воспитании подрастающего поколения и атмосфере в семье в целом. Например, нередки случаи, когда охранники в школах находят у ребят ножи и кастеты, а потом родители приходят в школу и возмущаются: какое право имел работник ЧОПа обыскивать учащихся. 

- Вопрос семейного воспитания очень важен. У многих детей потерян контакт с родителями. Из-за этого идёт обозлённость, претензии друг к другу, - комментирует помощник главы Республики Крым, командир крымского батальона милиции особого назначения «Беркут» в период с 2006-го по 2014 год Юрий Абисов. - Жизнь в коллективе, а не в одиночку, является залогом не только безопасности, но и патриотизма. Раньше, при Советском Союзе, ребята вместе копали сады и огороды, участвовали в спортивных мероприятиях, выступлениях, культпоходах, субботниках. И не было никакой необходимости в заборах и охранниках.

Елена ЮМАНОВА.