Получил и сразу сбыл

Обзор главных экономических событий недели

17 Октябрь 2023 996
В течение полугода российские компании обязаны менять выручку в валюте на рублёвый эквивалент.
В течение полугода российские компании обязаны менять выручку в валюте на рублёвый эквивалент. Фото Анны Кадниковой.

Президент России Владимир Путин подписал указ об обязательной продаже валютной выручки на российском рынке для отдельных компаний (их список указан в документе). Мера будет действовать в течение полугода. Проще говоря, теперь, получая прибыль в иностранных денежных знаках, фирма не имеет права пускать её в оборот, а обязана продать валюту. Это позволит сформировать долговременные условия для повышения прозрачности и предсказуемости отечественного рынка, снизить возможности для финансовых спекуляций. Буквально на следующий день после подписания указа рубль заметно укрепился на старте торгов.

Для предсказуемости торгов

Логика принятого решения проста: чем больше будет валюты на бирже, тем крепче станет рубль. В принципе данная мера для России не нова - в той или иной степени она уже показала себя эффективным инструментом в борьбе с девальвацией рубля. В последний раз к такой тактике прибегали в начале прошлого года, когда курс доллара был выше 120 рублей. Летом текущего года меру отменили, но вот сейчас опять обратились к ней.

«Правительство России подготовило постановление, определяющее объёмы и сроки зачисления валютной выручки, полученной по внешнеторговым контрактам, на счета в уполномоченных банках. Кроме того, были разработаны параметры обязательной продажи данных средств в стране, - отметил премьер-министр РФ Михаил Мишустин. - Такое решение поможет выравниванию баланса между спросом и предложением и будет способствовать предсказуемости торговли, что важно для многих российских производителей, которые закупают комплектующие, технику и другую продукцию за рубежом».

Птица с избытком

Производители начали снижать оптовые цены на мясо кур. В связи с этим Федеральная антимонопольная служба рекомендовала торговым сетям соразмерно уменьшать стоимость в рознице. Кроме того, ведомство лишний раз отметило необходимость ответственного поведения участников всей товаропроизводящей цепочки и недопустимость необоснованного повышения цен на продовольственные товары.

«В условиях сохраняющегося роста спроса на мясо птицы российские предприя­тия продолжают наращивать объёмы производства - для этого задействованы все мощности. По итогам 2023 года, ожидается положительная динамика показателей в отрасли, - прокомментировали в пресс-службе Министерства сельского хозяйства РФ. - Внутренний потребительский рынок полностью обеспечен мясом птицы. По данным Национального союза птицеводов, приоритетным является удовлетворение потребностей населения в социально значимой продукции, в том числе через торговые сети».

Не своё пальто

С наступлением осени цены на верхнюю одежду в России выросли в среднем на четверть - на 25,7% в сравнении с летними месяцами. 

«По данным государственной системы маркировки, в сентябре россияне приобретали пальто в среднем за 9754 рубля. В сравнении со средней ценой за три летних месяца стоимость этого товара выросла на 21,8%. Тогда пальто в среднем покупали за 8006 рублей, - отметили аналитики государственной системы маркировки «Честный знак». - При этом средняя стоимость плаща за это время выросла на 34,3% и составила 7360 рублей против 5479 рублей летом. Стои­мость куртки увеличилась на 37,1% - 5494 рубля в сентяб­ре против 4008 рублей летом».

Меньше всего с наступлением осени подорожали вет­ровки. Летом их в среднем приобретали за 2797 рублей, а в сентябре стоимость была всего на 9,7% выше - 3067 рублей.

Кстати, объём импорта на российском рынке верхней одежды преобладает над отечест­венным производством. Так, доля привозных пальто составляет 74%, ветровок - 55%, курток - 67%. Зато по части плащей ситуация иная - здесь 75% приходится на внутреннее производство.

Елена ЮМАНОВА.