Как дом Лазарева превратили в...

7 Октябрь 2023 685
Уничтожить историю может в том числе абсолютное равнодушие современников.
Уничтожить историю может в том числе абсолютное равнодушие современников. Фото автора.

Многие крымчане бывали на мысе Фиолент, около Георгиевском монастыря. Здесь когда-то гуляли и великий поэт Александр Сергеевич Пушкин. Но далеко не всем известно, что чуть ниже монастыря, на спуске к морю, есть развалины дома, в котором когда-то жил командующий Черноморским флотом адмирал Михаил Лазарев.

Прошлое

Сначала опишем, каким же было это строение тогда, когда здесь не валялись человеческие экскременты, влажные салфетки и пустые бутылки из-под пива. 

Несколько лет назад газета «Слава Севастополя» приводила цитату из «Описи, учинённой в Балаклавском Георгиевском монастыре при вступлении в должность казначейскую при братии иеромонаха Иеринаха, имеющихся в монастыре, по освидетельствованию с описанием, вещей 1841 года». Было указано, что «внизу, в половине горы, один каменный дом, в два этажа складенный (так в документе) из извести, в 4 комнатах, и небольшая кухня; во всю длину дома на каменных столбах сделана деревянная галерея (так в документе) с деревянными колоннами, покрытыми сосновой шелёвкою (так в документе); в длину - 6 сажень, в ширину - 3 сажени. Окончен постройкою 1841 года. Сей дом построен от экономии Севастопольского порта».

Также есть свидетельства, что у адмирала была «скромная постройка» всего в два этажа, рассчитанная на четыре комнаты и флигель. Крыша была черепичная, полы напоминали корабельную палубу, так как были сделаны из некрашеных досок. Указано, что тут было три печки.  

Отметим, что уже в 1854 году здание сильно пострадало. Тогда случилась мощная буря. На некоторых снимках того периода видно, что здание нужно было ремонтировать. После начала Крымской войны тут располагались штабные офицеры армии союзников. Все потрясения привели к тому, что в 1860 году здание осмотрели, составили смету для капитального ремонта. 

На этом злоключения сооружения не закончились. Во время Второй мировой войны здание сильно пострадало. Однако его пытались восстановить, даже продолжали тут жить. Тем не менее, оно оказалось заброшенным. 

Настоящее

Летом 2016 года было объявлено - дом командующего Черноморским флотом адмирала Михаила Лазарева можно восстановить. Именно газета «Слава Севастополя», опубликовавшая точную информацию о нём, начала собирать средства.

Причём идея была не новой. На тот момент около 20 лет велись разговоры о необходимости восстановления дома. 


Вот такую картину видят туристы, которые решат посмот­реть на историческое здание. Фото автора.

 

«Что у нас осталось с 1841 года? Херсонес - конечно, он и раньше был, артефакты Балаклавы, акведук и всё. Это с 1841 года! Всё, больше ничего у нас не осталось. У нас вообще 12 домов целых только осталось. Две войны безжалостные погубили всё. Поэтому нужно с особым тщанием подойти к этому моменту и сохранить. И вот газета подошла к этому вопросу по-газетному - мы решили бросить клич», - рассказывал заместитель редактора газеты «Слава Севастополя» Леонид Сомов.

Выделило деньги Морское собрание - около 10 тысяч рублей пожертвований на реконструкцию дома.

«Если мы все возьмёмся сообща, городом, администрацией, флотом, депутатским корпусом, то вопрос этот, я думаю, будет решён», - заявлял председатель Севастопольского Морского собрания Владимир Стефановский.

Итог мы видим в 2023 году. Кажется, ни власти города-героя, ни его жители не собрали нужную сумму. Здание абсолютно разрушено. Оно выглядит так, как будто война была только вчера. Более того, внутри сооружения много мусора, полно отходов жизнедея­тельности людей. Это место используют как туалет те, кто поднимается или спускается около Яшмового пляжа и монастыря.

Напомним, что Михаил Лазарев - мореплаватель и командующий российским флотом, адмирал. Один из первооткрывателей Антарктиды и основателей Новороссийска. Память о нём, кажется, для нынешнего руководства - пустой звук. Уверены, что у многих севастопольских застройщиков, возводящих дома в заповедных зонах и около них, нашлись бы деньги на ремонт. Но зачем эти жесты доброй воли, когда всем наплевать?

Мария ЯКОВЕНКО.