Умения, знания, навыки

23 Сентябрь 2023 499
По многим специальностям четырёх лет обучения в вузе достаточно, чтобы получить весь курс знаний.
По многим специальностям четырёх лет обучения в вузе достаточно, чтобы получить весь курс знаний. Фото Анны Кадниковой.

В России запущен пилотный проект по реформе высшего образования. Пока он действует лишь в шести вузах страны. Новая система, по сути, объединит бакалавриат и специалитет в базовый уровень высшей школы. При этом сохранится и магистратура, но она будет решать задачу углубления знаний по узким специальностям. Аспирантуре обещана отдельная роль - подготовки научных и преподавательских кадров. Основным же изменением станет то, что продолжительность обучения на базовом уровне будет варьироваться и зависеть от требований рынка труда и конкретной профессии.

За четыре года или за шесть?

Ожидается, что новый проект федерального стандарта высшего образования позволит выстроить индивидуальные схемы обучения для студентов, а также получать несколько квалификаций сразу. Устанавливается несколько уровней обучения. Непосредственно высшее образование - базовое и специализированное, а также профессиональное - аспирантура.

Сейчас в России бакалаврами становятся через четыре года обучения. Далее студент может продолжить образование в магистратуре, которая длится один-два года. Если же он учится по традиционной, «советской» системе специалитета, то выпускается через пять-шесть лет, получая диплом специалиста. Теперь же бакалавриат будет постепенно вытесняться базовой подготовкой, которая ближе специалитету. Срок обучения может составить от четырёх до шести лет. При этом даже в рамках одной специальности и одного вуза могут быть предложены программы, разные по сроку подготовки, в зависимости от конкретной профессии, отрасли и запроса рынка труда. 

Если профессия требует дополнительной подготовки и узкой специализации, студент сможет продолжить учиться уже в магистратуре. Она станет более направленной: например, может быть одногодичной технологической. Суть магистратуры в новой системе - глубокая подготовка специалистов и ориентация на практику.

В отдельный уровень профессионального образования будет выделена аспирантура, задача которой - готовить кадры для научной и преподавательской деятельности. В неё теперь можно будет поступить и после базового уровня, и после магистратуры. Но это может зависеть от отрасли и профиля обучения.

Эти изменения позволят уйти от путаницы в восприятии со стороны как студентов, так и работодателей, которая возникает из-за одновременного существования специалитета и бакалавриата. Например, на ряд должностей юридические организации не берут бакалавров, сомневаясь в их квалификации. Хотя в советское время была четырёхлетняя подготовка юристов, что не мешало человеку в его карьере. 

- Изначально, когда только вводился четырёхлетний бакалавриат, работодатели к нему относились настороженно. Все были ориентированы на специалитет, поскольку пятилетнее образование давало достаточно практической подготовки, помимо общих и профессиональных знаний. Формировались требуемые умения и навыки, - рассказывает первый проректор Крымского инженерно-педагогического университета им. Февзи Якубова Анжелика Лучинкина. - Когда появился бакалавриат, работодатели напряглись: если человек год не доучился, это хорошо или плохо? Однако сегодня они уже понимают, что вузы умудряются за четыре года дать весь курс знаний, а если грамотно организована практика, то мы и за это короткое время получаем хорошего специалиста.

Общее с учётом своего

Начавшийся эксперимент рассчитан на три года, а массовый переход на новую систему высшего образования произойдёт в 2025-м. При этом студенты, которые на тот момент будут учиться по системе «бакалавриат - магистратура», смогут продолжить обучение по действующим программам. Не подлежат пересмотру и дипломы о высшем образовании тех, кто уже прошёл обучение по действующей сейчас системе.

Процедура приёма в вузы в условиях нового образовательного стандарта практически не изменится. В большей мере нововведения затронут программы магистратуры. Минобрнауки РФ будет проводить их отбор - они сохранятся не во всех университетах.

- Суть федерального стандарта в обеспечении единого образовательного пространства. Но при этом мы не говорим о предметной области, - отмечает Анжелика Лучинкина. - До 2015 года был прописан перечень дисциплин для высшей школы, но сегодня каждый вуз может писать собственный учебный план. Это затрудняет, например, миграцию студентов из одного региона России в другой. Между тем обмен между вузами - это интересный опыт, если учебные планы схожи. Кстати, президент нашей страны обратил внимание на то, что стоит взять всё лучшее, что было в советской системе образования. И вот такая миграция студентов при СССР была. Её нужно обязательно возвращать.

Особенно важно введение сквозных учебных планов в обучении информационным технологиям, считают представители вузов. Сейчас крайне сложно перевестись, например, с IT-направления из одного университета в другой, а с третьего курса вообще почти нереально - студент попросту не сможет сориентироваться в новом для себя учебном плане.

- Я привык жить в старой парадигме: умения, знания, навыки. Поэтому считаю, что федеральный стандарт - это несомненное благое дело для обеспечения единства страны, - резюмирует ректор Крымского республиканского института постдипломного педагогичес-
кого образования Александр Рудяков. - Но это и некие вериги, которые нужно уметь преодолевать. В связи с этим есть предложение создать концепцию образования республики. Конечно, с учётом всех федеральных стандартов. Но при этом и учитывающую региональные особенности Крыма.

Иными словами, если федеральный образовательный стандарт - это общая методология, то региональная концепция подразумевает частные методики и приёмы, которые нужно использовать, чтобы на выходе из университетских стен получать таких людей, в которых нуждается полуостров.

Елена ЮМАНОВА.