Покупая, право имею

30 Август 2023 465
Права потребителей защищает закон.
Права потребителей защищает закон. Фото Анны Кадниковой.

На качество, на хорошее обслуживание, на сохранность нервной системы…В общем, на всё то, что должно радовать и приносить удовольствие от покупок. Только вот, увы, как пишут наши читатели, порой получается совсем иначе: то охранник-продавец в магазине нахамит, то просрочку подсунут, а разобраться нельзя - чек не выдали. «Крымская правда» попыталась выяснить, как защитить свои права.

С сумкой нельзя?

У нашей читательницы Аллы Николаевны из Симферополя конфликт возник ещё при входе в минимаркет, когда она пыталась пройти туда с сумкой-тележкой, в которой уже лежало несколько покупок с рынка. Охранник потребовал либо всё выложить, либо прийти в другой раз.

- С такой сумкой хожу, чтобы не носить покупки в руках, - рассказывает женщина, - раньше, заходя в этот магазин, покупки из сумки складывала в ячейку камеры хранения, а тележку просто складывала и брала с собой. Но теперь ячейки все закрыли из соображений безопасности, охранник предлагает покупателям, у кого что-то есть с собой в сумке, выкладывать в корзину, а потом забирать. Я отказалась, из-за этого не пустили в магазин. Но ведь даже рядом с ячейками у них написано, что «ответственность не несут», но там хоть на замок закрываешь ячейку и ключ с собой. А здесь…

Ни охранник, ни иной сотрудник магазина не вправе требовать от покупателя оставить личные вещи, тем более даже не в камере хранения.  Вы можете взять их с собой,  правда, во избежание недоразу­мений лучше предупредить охранника, что там  уже есть покупки - тогда  он просто наклеит бумажку, что куплено в ином месте. Отказывать вам в возможности совершать покупки в этом магазине не имели права, это уже нарушение всех законодательных норм, в том числе  - «Закона о защите прав потребителей». Можно потребовать вызвать администратора  и написать претензию в Книгу жалоб и предложений, если её нет на видном месте, то выдать обязаны. Кроме описания ситуа­ции надо будет указать и свой контактный телефон - на разбирательство и ответ магазину даётся 10 дней. Если реакции нет - нужно (желательно с копией жалобы, хотя бы фото, снятому на камеру мобильного, или же при поддержке свидетелей) обратиться в  Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю (Роспотребнадзор).

Что касается магазинных заявлений «об отсутствии ответственности за сохранность вещей», тем более оставленных в ячейке камеры хранения, то это тоже нарушение. Поместив вещи в ячейку, закрыв её и забрав ключ, вы автоматически заключили с магазином договор на предоставление услуги по хранению. Нормами Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для заключения договора его необязательно подписывать на бумаге, а можно оформить и совершив действие, в данном случае, оставив вещи в ячейке. Вернуть их в целости должны, или же возместить ущерб при их потере (для этого просматриваются кадры с камер наблюдения и вызывается полиция).

Кстати, полицию надо вызвать и в том случае, если в краже заподозрили вас и сотрудники магазина требуют предъявить им сумку и карманы к осмотру. Делать это, проводить личный досмотр, могут только сотрудники полиции в присутствии двух свидетелей, составляя соответствующий протокол. И то лишь, если сработала магнитная охранная рамка или факт кражи запечатлён камерой видеонаблюдения (поймали «на горячем»). В остальных случаях сотрудники магазина, охрана не имеют права вам препятствовать, тем более применять силу, хамить. Всё это также надо записать в Книгу жалоб и предложений, зафиксировать на камеру мобильного телефона или заручиться поддержкой свидетелей. И не забывайте, что за хамство, необоснованные обвинения, иные нарушения прав, чести и достоинства существует административная ответственность по нормам Гражданского кодекса РФ.

Чек - гарантия?

Очень часто в магазинах на кассе можно услышать вопрос: «Чек нужен?». Дело в том, что кассовая лента ныне дорогая, потому стараются сэкономить. Наша читательница Валентина Олеговна на вопрос всегда отвечала отрицательно, пока не столкнулась с испорченным продуктом и отказом в возврате денег из-за отсутствия чека.

- Купила в магазине ребёнку булочку, а внутри оказалась плесень, - рассказывает читательница. - Хотела вернуть, чтобы деньги отдали, но сказали, что, хоть и признают свой товар, нарушение технологии, но деньги отдать не смогут - у меня чека нет. А его на кассе и не дали: кассир спросила, нужен ли, посетовала на сложности с лентой, я и отказалась. Как быть?

На самом деле, магазин, использующий контрольно-кассовый аппарат, обязан выдавать чек покупателю - или же на бумажном носителе, или направлять на адрес электронной почты, предоставленный до покупки (вариант с электронкой обычно используется там, где вы регистрировали скидочную карту). Отказ в выдаче чека или разговоры об отсутствии/экономии кассовой ленты не снимают с него ответственности и не считаются объективным фактом, доказывающим отсутствие вины при нарушении прав потребителя. И вообще, по закону отсутствие у вас чека (могли просто выбросить) не является помехой для возврата или замены товара ненадлежащего качества, в том числе, продукта. У покупателя, купившего продукт ненадлежащего качества и обнаружившего это в пределах срока его годности, есть право потребовать замены на аналогичный надлежащего качества или вернуть деньги - выбираете сами. Если не можете подтвердить факт покупки кассовым чеком, то можно воспользоваться показаниями двух свидетелей или же видео с камер наблюдения, этикеткой от товара, где должны быть указаны, к примеру, дата фасовки, срок годности, название магазина. Требовать защиты своих прав надо, обратившись к администратору торговой точки. Наличие плесени в продукте нарушает не только «Закон о защите прав потребителей», но и правила «О качестве и безопасности пищевых продуктов», правила продажи отдельных видов товаров, обязывающие продавать только то, что качественно, обеспечивает безопасность для жизни и здоровья потребителя; и санитарно-гигиенические нормы, не допускающие продажи недоброкачественного товара.

Отправляясь за покупками, помните, что имеете право на качество и товаров, и обслуживания. Удачных покупок - на пользу.

В тему

Порой при оформлении скидочных карт или продаже какого-нибудь товара продавец требует указать личные данные, телефон, адрес, в том числе электронный, дату рождения, фамилию-имя, аргументируя, что без этого не продаст. Знайте, что Федеральным законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» такое не разрешено: продать должен и без уточнения ваших персональных данных, если они не важны для оформления адресной доставки или заполнения гарантийного талона. Отказать в продаже (или возврате некачественного товара) из-за несогласия предоставить персональные данные - не могут. Если для доставки нужен адрес, то указываете именно его, плюс номер телефона - ваша электронная почта и дата рождения, данные паспорта в этом случае продавцу должны быть без надобности, требовать не может. За это, кстати, штрафы для торговцев предусмотрены - от 5 тысяч рублей для должностных лиц и от 30 - для юридических.


Наталья БОЯРИНЦЕВА.