«Кроме театра у неё ничего не было»

В Москве простились с Ириной Мирошниченко

7 Август 2023 275
Фото с сайта nnovpost.ru
Фото с сайта nnovpost.ru

Ирина Мирошниченко, ушедшая 3 августа, была последней из актрис Московского Художественного теат­ра, выходившая на сцену с теми, кто служил во МХАТе при Станиславском, подчерк­нул корреспондент «Российской газеты». С Виктором Станицыным, который ставил с ней «Последние дни» и «Миссис Чивли», с Борисом Ливановым («Чайка», «Тяжкое обвинение»), а в «Соло для часов с боем» с ней рядом играли ещё Яншин, Тарасова, Степанова…

«Я никогда не думаю ни о старости, ни о смерти. Чему быть, того не миновать», - говорила её Аркадина из «Чайки» в постановке Олега Ефремова. Мирошниченко, кажется, некогда было думать об этом в середине 60-х, когда вспыхнувшая сверхновая звезда была нарасхват в театре и кино, и в чеховских ролях, и в постановках великих кинорежиссёров. Обожаемая теми, кто видел её только на экранах телевизоров…

Понедельник, утро, авгус­товская жара. Пришедшим на прощание есть что сказать об Ирине Петровне.

- Она мне всегда нравилась как женщина! - восклицает Вадим Соломников, ныне пенсионер, а раньше инженер «Росатома», приехавший в Камергерский из далёкого подмосковного Протвино за час до начала гражданской панихиды. - Я никогда не забуду её в «Зимней вишне». Какая же она там красивая, смелая, задорная, а героиня-то - баба, мечущаяся между семьёй и старой любовью. Чтоб так сыграть - надо всю себя без остатка отдать зрителю!

…Прощания в московских театрах - это всегда большие трагические спектакли с выходом на сцену больших артистов с авторскими монологами, но не сыгранными, а пережитыми вне системы Станиславского. Люди, отыгрывающие сложные эмоцио­нальные тексты, вдруг начинают запинаться, искать слова и нередко по-настоящему плакать. Но сейчас Евгений Миронов, Лев Лещенко, Авангард Леонтьев, Михаил Швыдкой, выходя к переполненному залу, держат себя в руках, вспоминают, как Мирошниченко работала, общалась, бросалась помогать коллегам. Лишь Марина Зудина, вышедшая на сцену в тёмных очках, не могла сдержать слёз, обратившись к Мирошниченко с просьбой передать поклон Олегу Табакову.

Сама Ирина Мирошниченко десятки лет выходила на сцену разных театров говорить прощальные слова вместе с коллегами, а потом прощалась уже с ними... Никогда не сбивалась, не давала волю эмоции, профессионально берегла грим. Она и на прощании на огромном фото - весёлая, яркая, лучезарная. Оно сделано на юбилейном вечере в честь 80-летия народной артистки РСФСР, о котором художественный руководитель МХТ имени А. Чехова Константин Хабенский вспоминает, что придумала его сама Ирина Петровна.

- Она за несколько недель до юбилея пришла ко мне, и мы говорили о том, каким она хотела бы видеть праздник, кого бы хотела на него пригласить, что хотела бы на нём сказать… И ещё о том - что надо бы реставрировать спектакль Олега Ефремова «Три сестры», в котором сыграла не одну роль…

Все, вспоминавшие Ирину Петровну, говорили, как она болела работой.

Перестав выходить на сцену каждый день, как это бывало раньше, - она отдавала театру всё, что было в её силах. МХТ, как вспоминал со сцены ректор школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий, был для неё, в последние годы одинокой, домом в самом прямом смысле слова. «Кроме театра у неё ничего не было, а наши актёры - молодые и не очень - были для неё самыми настоя­щими детьми».

Андрей ВАСЯНИН.