Как хочу, так и качу

2 Август 2023 336
В середине дня, когда снижается пассажиропоток, автобусов на маршрутах становится заметно меньше, а ждать их приходится существенно дольше.
В середине дня, когда снижается пассажиропоток, автобусов на маршрутах становится заметно меньше, а ждать их приходится существенно дольше. Фото Анны Кадниковой.

Ездить на личном автомобиле сегодня не так уж и комфорт­но. Пробки, проблемы с парковкой, дороговизна бензина - эти и другие проблемы многим омрачают радость обладания «железным конём». Тем не менее машин на крымских улицах становится только больше. Люди предпочитают личные авто потому, что недовольны общественным транспортом. Проблема приобрела такой масштаб, что глава республики Сергей Аксёнов весь этот год уделяет её решению на уровне муниципалитетов самое пристальное внимание. Надо отдать должное прилагаемым усилиям: подвижки к лучшему есть. Но очень уж они пока скромные.

Обновлённый парк

В прошлом месяце Симферопольская администрация предложила горожанам сообщать по указанному номеру о случаях, когда водители общественного транспорта не включают кондиционеры в салонах. Реакция граждан была единодушной: проще сообщать о тех, которые включают, ведь они в меньшинстве. Большая же часть маршруток в жаркую пору традиционно превратилась в душегубки на колёсах. Температура воздуха в салонах зачастую переваливала за 40 °С. И это при том, что за последнее время практически все перевозчики обновили подвижной состав, и новые автобусы оснащены кондиционерами. Кроме того, согласно условиям контрактов, заключённых муниципалитетом с перевозчиками, в жаркое время года водители в обязательном порядке должны включать системы охлаждения.

- Согласно нормативам к подвижному составу предъявляются следующие требования, - говорит начальник управления транспорта и связи Симферопольской администрации Георгий Сухацкий. - Возраст автобуса не должен превышать десяти лет, экологические характеристики - не ниже Евро-4. Обязательно наличие валидаторов, системы видеонаблюдения и кондиционеров. Хочу отметить, что ещё в начале этого года в городе работали 45 старых автобусов. Сейчас их количество уменьшилось до 15. В этом месяце с маршрутов исчезнут и они.

Однако неработающий кондиционер - проблема сезонная. В основном же граждане жалуются на несоблюдение интервалов движения. Над графиками, в которых эти интервалы прописаны, горадминистрация билась несколько месяцев. Наконец, расписания появились на каждой остановке. Теперь осталось добиться от перевозчиков соблюдения установленных интервалов. 

- Около 80% маршрутов соблюдают графики движения. Если кто-то из перевозчиков выбивается из расписания, мы проводим с ними работу и пристальнее контролируем, - рассказывает Георгий Сухацкий. - Если перевозчик продолжает игнорировать требования, этот факт оформляется документально. Мы привлекаем предприятие к ответственности, начисляем неустойки. Такая работа ведётся относительно недавно - с конца прошлого года. В этом году мы направили перевозчикам 69 требований о соблюдении графика движения. Большая часть из них уже исправилась. На двух маршрутах, где перевозчики проигнорировали наши требования, контракты с ними расторгнуты.

Основные претензии

- Спросить любого перевозчика, почему не соблюдается график движения, почему не выпускается на маршруты весь имеющийся в парке подвижной состав, - все однозначно ответят, что не хватает водителей, - комментирует руководитель рабочей группы по транспорту Общественного совета Симферополя Виталий Замятин. - Дело в том, что на некоторых предприятиях действительно неоправданно низкая оплата труда. Перевозчик готов платить штрафы за срыв графика движения, терять в доходе, не выпуская машины на маршрут, но не хочет нормально платить водителям. 

По разным данным, дефицит водителей на маршрутах Симферополя достигает 60%. В администрации, увы, точных данных не сообщают. Как бы то ни было, согласно нормативу, на каждый автобус должно приходиться по три водителя. Это необходимо, чтобы обес­печить работу в две смены, потому что машина должна находиться на маршруте с 5 до 23 часов. Третий человек предусмотрен, для того чтобы соблюдался график отпусков, выходных дней, а также была возможность отпустить работника на больничный или в отгул в случае необходимости.
В Симферополе сейчас в лучшем случае удаётся выдержать норму в два водителя на машину.

Ещё одна из ключевых претензий пассажиров - отсутствие общественного транспорта на городских улицах в вечернее время. 

- После того как заканчивается час пик, пассажиропоток становится небольшим, и водители не хотят выходить на маршруты, - констатирует Виталий Замятин. - Мы пытаемся заставить их это делать, через день проводим мониторинги в вечернее время, ведём работу с руководителями предприятий-перевозчиков, но особого результата так и нет.

У муниципальных властей при этом есть все рычаги влияния на перевозчиков. Согласно условиям муниципальных контрактов, за несоб­людение графика движения предусмотрено взыскание - фиксированный штраф за каждый пропущенный рейс в размере 1 тыс. рублей. Однако в горадминистрации не считают, что проблема существует в принципе.

- В соответствии с тем, как мы сейчас выстроили расписание магистральных маршрутов, они работают до 23 часов вечера, а некоторые даже немного позже, - уверяет Георгий Сухацкий. - Таким образом, можно твёрдо отметить, что до указанного времени жители микрорайонов могут добраться домой. Может быть, время ожидания будет немного больше, чем днём.

То ходят, то не ходят

Эти слова выдают в руководителе профильного управления городской админист­рации человека, который не пользуется общественным транспортом. Потому что любой горожанин знает, что уже после 21 часа во многие районы Симферополя уехать на маршрутке не удастся.
В этом плане посчастливилось жителям тех направлений, которые обслуживает ГУП РК «Крымтроллейбус» - троллейбусы действительно ходят допоздна.

Яркий и социально резонансный пример несоблюдения перевозчиками условий работы в вечернее время - новая больница Семашко. Объект расположен на окраине города, на Московском шоссе. Непроходное место, удалённый район, так что водители сходят с маршрута, как только ослабевает пассажиропоток. В итоге уехать бывает проблематично даже после 18 часов, на что неоднократно жаловались врачи, средний медперсонал и другие сотрудники медучреждения.

Кстати, проследить, находится ли автобус на маршруте, сейчас стало достаточно сложно. Согласно условиям контрактов, весь подвижной состав должен быть оборудован системой наблюдения ГЛОНАСС. С её помощью и предприятие может выяснить, как ездят его машины, и соблюдается ли график, и пассажиры могут посмотреть с помощью мобильных приложений, где находится нужный автобус. Такой контроль оказался не по душе многим водителям, и они предпочитают попросту отключать систему навигации. И поди докажи потом, что автобус ушёл с маршрута на четыре часа раньше, чем положено. 

- Несмотря на то, что в сфере общественного транспорта в Симферополе ещё есть над чем работать, количество жалоб со стороны граждан заметно уменьшилось, - резюмирует Виталий Замятин. - Если во втором квартале 2022 года было принято более 200 жалоб, то за аналогичный период этого года - лишь чуть больше 60. То есть, положительная динамика на лицо. Кстати, в рабочей группе по транспорту Общественного совета города сейчас не хватает активных людей, так что приглашаем всех, кто хочет улучшить качество работы общественного транспорта в Симферополе. Но у нас позиция такая: критикуя, предлагай. То есть, сталкиваясь с проблемой, мы сначала ищем пути её решения, а потом уже идём в администрацию, чтобы внес­ти предложения. К счастью, власти нас слышат.

Елена ЮМАНОВА.