Прибалтийский бенефис турецкого «султана»

13 Июль 2023 1098
Саммит НАТО в Вильнюсе: «султан» и остальные. Фото с официального сайта НАТО.
Саммит НАТО в Вильнюсе: «султан» и остальные. Фото с официального сайта НАТО.

Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова назвала вильнюсский саммит НАТО провалившимся ещё до своего начала. С точки зрения гибридной вой­ны альянса против России, горячая фаза которой проходит на территории бывшей УССР и новых российских регионов, это, несомненно, так и есть. «Перемоги» к началу саммита ни Киев, ни его хозяева представить не смогли. А на ядерную провокацию пока не решились.

Перед самым началом вильнюсского саммита немецкая Bild со ссылкой на «высокопоставленного чиновника» сообщила, что «США и Германия блокируют официальную заявку Украины на членство в НАТО». Зеленский закатил по этому поводу показную истерику, но от визита в Вильнюс не отказался. Трагически гримасничавшему комику напомнили об отсутствии успехов «контрнаступа» и предложили набор утешительных призов - от Совета «НАТО-Украина» и кассетных боеприпасов до французских дальнобойных ракет Scalp (аналогов Storm Shadow).

Зато настоящим бенефициантом выступил президент Турции Эрдоган, успевший ещё до начала натовского «сходняка» выторговать себе и возвращение американцев к программе поставок Анкаре F-16, и даже формальную «поддержку» Вашингтоном и Стокгольмом вступления Турции в ЕС.

«В Турции экономические проблемы, на Эрдогана происходит давление со стороны Запада. Поэтому ему нужно подбирать слова и действия, которые бы позволяли удерживать баланс. Ставки повышаются - в балансе происходят перекосы. Вариантов у Эрдогана немного: играть на повышение ставок. У Эрдогана есть ощущение Турции как хаба, и это ощущение создала ему Россия. Возникает риторический вопрос: «А мы готовы к этому усилению Турции?». Наш недочёт в том, что мы не до конца выстраиваем прогностическую картину, даже краткосрочную. Кроме того, есть то, что мы недооцениваем в Турции - это её идейно-ценностные ориентиры. Возникает ситуация, при которой Турция должна двигаться как можно ближе к Китаю, в том числе поэтому она будет двигаться в сторону нашего постсоветского Востока и Южного Кавказа. Вместе с ней будет двигаться и НАТО, потому что присутствие Турции в Азербайджане или Средней Азии - это присутствие НАТО в регионе с точки зрения сис­темы безопасности, - считает тюрколог, доктор политичес­ких наук Владимир Аватков. - Главное поле для турецких разборок - Запад. Турция хочет уступок от Запада, хочет в ЕС и готова обменять это на членство Швеции в НАТО и красивые слова про Украину. Не надо им мешать в их разборках своими заявлениями в точку и не очень в точку. Пусть они радостно увлекаются друг другом. «Турция превращается из нейтральной страны в недружественную», - считает глава Комитета СФ РФ по обороне и безопасности Виктор Бондарев. Не исключено. Торопиться не надо. Разрушать легче, чем строить». 

Тюрколог так же напомнил известное высказывание Эрдогана: «Завершение украинского конфликта сделает проще принятие Украины в НАТО». 

«Конечно, сделает! Только есть много «но»: от того, что будут представлять собой Украина и НАТО в этот момент, до того, когда будет этот момент», - уточнил Владимир Аватков.

Производство беспилотников Bayraktar - семейный бизнес Эрдогана. Завод под Киевом, первую продукцию которого планируется увидеть в 2025 году - законная цель в рамках демилитаризации. Если Россия будет достаточно слабой, для того чтобы строительство завода было безопасным, то почему бы и не расширить бизнес?

Что касается принятого в восточном торге наказания за нарушенное слово, то сообщения о ракетном обстреле турецких военных баз в районе сирийской провинции Алеппо могут быть как раз таким «сигналом неудовольствия».

С кем торгуется Эрдоган? Со всеми. И с нами, и с Западом. 

Шантажирует он тоже всех. И ищет слабое место, на которое можно было бы надавить посильнее, добиваясь большей выгоды для себя, больших уступок.

«Сейчас у ворот Европейского союза уже более 50 лет стоит Турция, и в настоящее время почти все страны-члены НАТО являются членами Европейского союза. Я обращаюсь к этим странам, которые держали Турцию у ворот Европейского союза более 50 лет, но я также обращусь к ним в Вильнюсе; сначала давайте проложим путь Турции в Европейском союзе, а затем, как мы проложили путь Финляндии, давайте проложим путь Швеции, - цитирует Эрдогана турецкое агентство Anadolu. - Я также буду выражать это в ходе этих контактов с главами государств и правительств на переговорах, которые я проведу в кулуарах саммита».

Турция пропускает Швецию в НАТО в обмен на обещание поддержки при принятии в Евросоюз самой Турции. Обещания европейцев стоят недорого, и Турцию не пропустят в ЕС не только традиционные противники (Греция, Кипр и иже), но, в первую очередь, сами США. Давайте попробуем представить себе Эрдогана, подчиняющегося рекомендациям Еврокомисии. Попробуем представить себе следование Анкарой «европейским ценностям» - правам извращенцев и санкционному режиму, который мгновенно ударит кувалдой по интересам турецкого бизнеса. Не получается? 

А под какой плинтус неугомонный «султан» загонит Германию с её турецкой диаспорой, грузом беженцев и «ливерной колбасой» во главе? О Франции и вовсе умолчим. Стоит также напомнить, что султанские амбиции подкреп­лены самой сильной армией в Европе, второй по численности в НАТО. Допустят ли США превращения полностью вассального и почти полнос­тью подконтрольного им IV рейха в странный набор «вилаятов», подмятых трудно предсказуемыми наследниками Блистательной Порты? Вопрос риторический. Кстати, такой «османизированный» вариант ЕС для нас был бы, возможно, даже не хуже нынешнего проамериканского. Особенно, если вспомнить общий счёт в полутора десятках русско-турецких войн, ни одна из которых не велась на полное уничтожение. 

Означает демарш Эрдогана окончательный разворот всей политики Анкары на Запад? Вряд ли. Столь же наглый, сколь и вероломный, «султан» не только не откажется от развития атомной энергетики и проекта газового хаба, но даже намерен торговаться и о продлении «зерновой сделки». 

«Если визит господина Путина в Турцию состоится, конечно, мы обсудим это на 100 процентов. Мы также обсудим этот вопрос на личных встречах. Украина заявила по этому вопросу: «Мы готовы внести свой вклад». И на нашей встрече с господином Путиным я не ожидаю ничего другого от господина Путина. Я верю, что господин Путин будет придерживаться той же позиции, что и до сих пор, и впредь будет придерживаться той же позиции. Что касается телефонной дипломатии, мои друзья уже обсуждают с ними эти вопросы», - гордо заявил он турецкой прессе.

Он возьмёт столько, сколько ему позволят. И будет требовать большего.

«Эрдоган, конечно, уже объявил о начале нового этапа отношений республики с США. А мы - устами Дмитрия Сергеевича Пескова - напоминаем: Россия сама не носит розовые очки и Анкаре не советует, Турцию не хотят видеть в Европе, а Москва открыта к сотрудничеству с Эрдоганом, несмотря на все разногласия», - резюмирует Владимир Аватков.

Нужно ли сопровождать это напоминание очередным «волшебным пенделем» или и так дойдёт, покажет будущее. 

Слова, как известно, летучи. А вот за дела можно и по морде.

Николай ФИЛИППОВ.