Крым оптом и в розницу

13 Июль 2023 316
Карьеры уродуют полуостров.
Карьеры уродуют полуостров. Фото Анны Кадниковой.

Откройте интернет, если хотите узнать, сколько стоит полуостров. Щебень, морской и речной песок здесь продают все, кто только может. Буквально у нас под ногами стройматериалы выгребают ковши экскаваторов, чтобы потом кто-то получил миллионы на крымских нед­рах. Алчность доходит до того, что открывают даже карьеры, закрытые при СССР.

Заработаем на вас!

Долго искать карьеры не надо. Можно проехаться до земель бывшей птицефабрики «Южная», чтобы увидеть Петропавловское месторождение диабазов. Оно находится всего в шести километрах от Симферополя, рядом с селом Украинка. Жители последнего каждый день «наслаждаются» таким приятным обществом. 

Сначала грузовики разбивали дороги вокруг села. Как говорят местные жители, техника в том числе уничтожила несколько родников. Спустя множество обращений, писем и жалоб в эту сторону глянули чиновники. Неожиданно появился дорожный знак, запрещающий движение грузовиков по одному из направлений. Но вот чудо. Почти сразу же его кто-то убрал. Зачем мешать разворовывать недра?

Местные жители заметили ещё одну странную особенность. Допустим, им удаётся добиться визита правоохранительных органов, чтобы зафиксировать факты различных нарушений со стороны грузового транспорта. Именно в эти дни, в конкретные часы, грузовые машины резко исчезают. Конечно, это всего лишь совпадение, ничего более.

Немного о том, что добывают в карьере. Здесь находится порода диабазовых порфиритов или молодых диоритов. Это мелкозернис­тая полнокристаллическая вулканическая порода, она близка по составу к базальту. Её ценность в высокой прочности на сжатие, отличной морозостойкости и хорошей твёрдости. Используют такие материалы при производстве литых изделий из камня и для мощения дорог. К слову, из крымского диабаза построен дворец Воронцовых, знаменитая московская Красная площадь вымощена этим камнем. Сейчас материал используют в том числе для создания вазонов, урн, статуй, фонтанов. 

В интернете можно найти объявления о продаже щебня и песчано-гравийной смеси с Петропавловского карьера. Цена составляет от 400 до 800 рублей за тонну. В среднем, в один КамАЗ помещается от 12 до 25 тонн. То есть, одна грузовая машина может вывезти из карьера, условно, 10 тысяч рублей. Теперь представим, что таких автомобилей в день проходит минимум 20. Не нужно быть гением математики, чтобы понять - это прибыльный бизнес.

Кстати, стройматериалы с Петропавловского карьера продаёт… фирма из Краснодарского края. То есть, бизнесмены из соседнего региона спокойно уничтожают наш полуостров, оберегая свой чудесный Краснодарский край, так популярный у туристов.

Жители соседних сёл уже пытались бороться с карьером в 2017 году. Многие хорошо помнили, как началась разработка месторождения диабазовых порфиритов в 1969 году. Как начались работы - появились проблемы. Во многих домах до сих пор видны трещины. Во время взрывов дрожали стёкла. Огромное количество жалоб, писем, звонков постепенно помогло добиться справедливого решения - в конце 2014 года Минэкологии РК приостановило действие лицензии на пользование нед­рами, на основании которой велись работы на карьере. Но вдруг, всего через три года, что-то резко изменилось. Крымское карьероуправление документально подтвердило устранение всех прежних нарушений на карьере, благодаря чему стало возможным возобновление лицензии.

- Я живу дальше от карьера, но в Украинке у меня много друзей. Вы даже не представляете, как они устали от грузовиков, от вечного шума. Они уже никому не верят. Говорят, что власть продалась всем, кому только можно. Люди - это ничто, а вот деньги, - возмущается жительница Симферопольского района Ангелина Павлова.

Неравная битва

«Крымская правда» много лет борется против карьеров. Например, нам удалось остановить разрушение Кара-Дага. Сложно представить такое, но здесь собирались обустроить карьер. 

Много мы писали и о том, как уничтожаются целые горы в Белогорском районе. Однако прошли годы, и ничего не поменялось. Руководят карьерами другие люди, но они всё так же работают. 

- Проектная документация по разработке минерального сырья Петропавловского мес­торождения предусматривает добычу диабазов невзрывным методом, с помощью гидромолота. Также запланированы мероприятия для пыле- и шумоподавления. Полноценная работа карьера положительно отразится на благосостоянии Добровского сельского поселения, появятся дополнительные рабочие места, увеличатся поступления в бюджет РК, - заявлял в 2017 году замминистра экологии и природных ресурсов Алексей Яценко.

Спросите любого жителя любого села, расположенного рядом с карьерами. Счастлив ли он? Радуется ли тому, как летит пыль в его окна? Наслаждается ли новыми ямами на дорогах после проезда грузовиков? Может быть, любуется срытыми склонами гор, ставшими источником чьей-то наживы?

- У меня окно выходит на Агармыш. Я эту гору с детства вижу, знаю, как она менялась последние десятилетия. Это ужасно. Это больно видеть изо дня в день. Кроме того, как ветер в нашу сторону - всё село в пыли. Знаю, что соседи обращались куда-то, жаловались. А толку-то? Нас никто не хочет слышать, - возмущается Светлана, жительница села Кринички Кировского района. 

Можно ли остановить владельцев карьеров и чиновников, которые выдают им разрешения? Вопрос спорный. Многие территории были захвачены в 90-е годы бандитами. Назад вернуть эти земли можно, но сложно. Мало кто из политиков решится на такой шаг. Однако хорошо бы перестать выдавать новые лицензии. Это ведь по силам современным властителям. Пусть строительные материалы стоят дороже, но их привозят из других регионов, которые не славятся своей уникальной природой. Иначе Крым не простит нас. И потопы в Ялте, Керчи, сход селей будут возникать только чаще. Природе всё равно, кто и кому заплатил. 

Взгляд из редакции

В цивилизованных странах (так мы их раньше называли, сейчас-то мы знаем, что они цивилизованные только по отношению к себе) уже давно щебень добывают шахтным способом. Так, как мы, поступают только папуасы.

Надо срочно запретить добычу любых полезных ископае­мых в Крыму, в том числе камня, ракушечника, песка, а также любое строительство на Южном берегу Крыма. Тогда и коррупции в разы станет меньше.

Мария ЯКОВЕНКО.