Бой по правилам и без

Что делать, если вы повредили товар в магазине

13 Июль 2023 384
По ГОСТу 51773-2001, расстояние между параллельно расположенными стеллажами должно быть не менее 1,4 метра.
По ГОСТу 51773-2001, расстояние между параллельно расположенными стеллажами должно быть не менее 1,4 метра. Фото Анны Кадниковой.

Доводилось ли вам пробираться с корзиной в руках через загромождённый товаром проход магазина? Вопрос риторический. В такой ситуации бывал каждый и наверняка думал о том, как случайно не зацепить продукцию, выставленную на полках. Ведь если что-то разбить, то придётся долго разбираться с администратором в том, кто виноват в инциденте и возможно возмещать ущерб. Мы пообщались с юристом и выяснили, что делать, если вы случайно повредили товар в магазине.

Не надо паники

Даже если вы случайно столкнули с полки десяток бутылок элитного алкоголя, не нужно впадать в панику. Если это произошло по вине магазина, например, вы поскользнулись на мокром полу, то претензии магазина к вам будут, мягко говоря, неуместными и бесперспективными. Если же ситуация спорная, то это тоже не повод для уныния. Администрация магазина не вправе требовать с вас немедленной оплаты разбитого товара, она может сделать это только по решению суда. Там собственнику торговой точки придётся доказать, что вы умышленно нанесли ущерб. 

Поэтому, когда продавец начнёт обвинять вас в умышленной порче, напомните ему, что это можно доказать только в суде. Ваша главная задача - настаивать на том, что товар стоял неудобно и поэтому вы случайно его задели. Даже если спор переместится в суд, владельцу магазина придётся сильно постараться, чтобы доказать обратное.

Впрочем, суд - дело последнее. Поэтому постарайтесь уладить конфликт на месте. Для начала просто поговорите с представителями магазина. Спокойно, без лишних эмоций и перехода на личности, объясните, что товар был повреждён не по вашей вине. Если уверены в своей правоте, можете предложить совместно посмотреть запись с камеры видеонаблюдения.

Если администратора не убедили ваши доводы и он требует компенсации, то попросите его составить акт о порче товара. В нём надо будет подробно описать обстоятельства происшествия, доказывающие вашу невиновность. Если есть свидетели, готовые подтвердить ваши слова - это замечательно. Подкрепите акт их подписями.

Магазин за всё заплатит?

Из всего вышесказанного может показаться, что покупатель вообще не несёт ответственности за товар, до тех пор пока кассир не даст ему чек, подтверждающий факт его покупки. Но это не так.

- Дело в том, что вы становитесь покупателем в момент оплаты товара. До тех пор, пока этого не произошло, ваши взаимоотношения с магазином регламентируются статьёй 1064 Гражданского кодекса РФ. А в ней чёрным по белому написано, что вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый имущест­ву юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред. Если бы этой нормы не было в законе, то все могли бы портить товар в магазине и не нести за это никакой ответственности, - объясняет юрист Виталий Нестеров.

Соответственно магазин вправе требовать от вас оплаты испорченного товара. Если вы согласны с этим требованием, то можете произвести оплату на месте и считать инцидент исчерпанным. Если не согласны, то представитель магазина может отправляться со своими требованиями в суд, и если тот встанет на его сторону, то, помимо компенсации стоимости товара, вам придётся оплатить и судебные издержки.

Резюмируя, можно сказать, что по закону вы должны заплатить за причинённый ущерб, если преднамеренно или по собственной неосторожности нанесли вред каким-то товарам. К примеру, если бутылка с напитком выскользнула из ваших рук и разбилась, будьте добры за неё заплатить.

Если бутылка разбилась из-за её неустойчивого расположения на полке или загромождённых торговых рядов, мокрого пола и тому подобного, то никакой ответственности за бой товара вы не несёте. Более того, вы можете пригрозить магазину жалобой. Если вы поскользнулись на мокром полу или недовольны неустойчивым расположением товара на полках, жалуйтесь в Роспотребнадзор. Если вам приходится протискиваться вдоль стеллажей с товаром из-за загромождённых проходов - направляйте жалобу в Государственный пожарный надзор. 

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.