Мы поедем, мы помчимся...

10 Июнь 2023 268
В 1937-м ездили не только на авто и лошадях.
В 1937-м ездили не только на авто и лошадях. Фото автора.

Помните, как ярко пел Кола (Николай) Бельды, якутский певец, «Золотой голос Севера»? Конечно, эта песня, написанная, более полувека назад поэтом Михаилом Пляцковским и композитором Марком Фрадкиным, совсем не о нашей теме, не о железных конях как средстве передвижения - об оленях, и не столица южной приморской республики там главная, а тундра, но строчки - всё равно о дороге, о движении, пути, приносящем радость. Именно так, о хорошем хочется думать, каждый раз отправляясь куда-то, слушать пожелания «доброго пути», «возвращения», знать, что ждут… А дорога, движение в наши дни это всё же, пусть простят врачи, советующие ходьбу, не ноги, а транспорт для большинства - личный, общественный, колёсный. Его очень много, и время от времени город замирает в пробках, давно уже преодолев воспетый Владимиром Высоцким автосписок «сжигающих шины об асфальт - «Форды», «Линкольны», элегантные «Мустанги», «Мерседесы», «Ситроены» - стоят и «иностранцы», и «свои», и троллейбусы, и автобусы… Мы привыкли к транспорту, изучаем географию по номерным знакам, часто уже даже не засматриваемся на красивое авто и не удивляемся, когда «дама за рулём». А ведь машины, «автоматические экипажи, самокаты» появились на наших дорогах, тогда ещё не асфальтированных, мощёных камнем, всего 122 года назад. Точнее, одна появилась - в Ялте, впервые в Крыму.

120 за ДТП

Диво-дивное на «четырёх колёсах и без лошади» «спустилось» в приморский город по пароходным сходням в сентябре 1901-го: Гёза Ковач, инженер из Венгрии, на собственном авто путешествовал по Европе, оказавшись в Российской империи, добрался до Одессы, а оттуда решил морем - в Крым. Транспорт Черноморского морского пароходства - большой, и машину выдержал, и пассажиров. Выехал венгр на Ялтинскую мощёную набережную под восторженно-испуганные возгласы горожан и со скоростью до 50 верст в час (около 53 км/ч) отправился на авто в Гурзуф, чтобы «въехать в историю ДТП». Звук его автомобиля пугал не только людей, но и лошадей, так одна, впряжённая в двигавшийся навстречу экипаж, понесла, пролётка вместе с пассажирами перевернулась. Хочется верить, что обошлось без жертв, а вот иностранцу пришлось раскошелиться: суд признал его виновным и обязал выплатить пострадавшим 120 рублей материального и морального ущерба (на эту сумму можно было тогда в Крыму купить примерно 13 килограммов паюсной чёрной икры).

А за 10 копеек, стоимость литра молока, можно было 120 лет назад доехать от центра Симферополя до железнодорожного вокзала - на такси, правда, тогда говорили «самокате». Сейчас за эти деньги ни на общественном транспорте не поедешь, ни молока не купишь. Ещё дешевле - 5 копеек стоила поездка на автомобиле по улице Салгирной (ныне проспект Кирова), от дома Христофорова (площадь Куйбышева) до дома Бухштаба (здание на проспекте Кирова 42, со множеством организаций и магазинчиков - неподалёку от Детского мира). Устроил автоперевозки потомственный почётный гражданин города Илья Черкес, получивший в марте 1902-го от городской управы разрешение на «сообщение на самокатах». Тогда же придумали и техосмотр, правда, проверять особо было нечего - всего 14 машин в губернском городе, зато с номерами - их ежегодно выдавали бесплатно.

Спустя два года на такси-«самокате» стали возможными и междугородные поездки. Одессит Вольдемар-Георг Трепке получил патент на перевозку пассажиров по маршрутам Севастополь - Симферополь, Севастополь - Ялта, Алушта - Симферополь. Движение было не регулярным, а по заказу. Впрочем, наверное, больше для форсу ездили - скорость-то была маленькая 15 вёрст в час (верста - чуть более километра, в пролётке с лошадью, для сравнения, проезжали по 5 километров в час). В 1906-м «самокат» стал доступен и желающим поехать из Симферополя в Евпаторию - зато регулярно, благодаря купцу Сеферову. 6 рублей за билет - стоимость примерно 10 килограммов маслин, или 200 килограммов картофеля. Через три года из Симферополя в Карасубазар (Белогорск) отправился и первый автобус, на 12 пассажиров, тоже регулярный и всего за 3 рубля поездка - 6 килограммов черноморского судака.

Не знаем, сколько на междугородных перевозках из Севастополя в Ялту зарабатывал в 1907-м крымчанин Миклошевский, но на штрафы он потратился изрядно - то и дело попадал в ДТП на своём авто, о чём остались архивные записи. «Наскочил и разбил станционное ландо, в котором ехал из Ялты в Севастополь редактор «Московского листка» господин Пастухов. К счастью, и Пастухов, и кучер отделались только тем, что вынуждены были восемь вёрст пройти пешком до станции». «Наскочил на станционный мальпост и своей осью сломал ногу у пристяжной лошади. И вообще ни одна встреча с автомобилем Миклошевского не обходится без столкновений»… Интересно, в итоге лишили ли перевозчика патента, или он просто работал на штрафы.

Автостанция и сфинкс

Совсем недавно «Крымская правда» рассказала об открытии отремонтированной автостанции «Западной» в Симферополе - она из советской истории автоперевозок, но ещё при Российской империи в губернском городе уже появилась автостанция - регулярные автомобильные перевозки вынудили власти найти место. Таковым стала площадка у нынешнего Центрального универмага (торгового центра), в советское время там, где при империи объявлялась посадка на автобусы межгорода, был магазин «Мелодия». Стоимость билета на автомобиле в Ялту была 6 рублей, в Алушту и Евпаторию - 4, за багаж платили отдельно - 50 копеек за пуд (16,4 кг), позже, когда Россия сражалась в Первой мировой, цену проезда удвоили - часть средств шла на нужды фронта. В 1912 году рядом с автостанцией, в своеобразном треугольнике, образованном улицами Салгирной (проспект Кирова), Греческой (улица Одесская) и переулком Еврейским (переулок С. Урадова, практически не сохранился), появился трёхэтажный торговый центр - пассаж Анджело (его построили Михаил, Лев и Абрам Давидовичи Анджело, а официально считалось, что принадлежит Марии Львовне Анджело). Здесь для путников всегда был большой выбор качественных крымских товаров, а ещё - красота: скульптуры атлантов и кариатид, ажурные фонари, небольшой бассейн с золотыми рыбками - внутри здания, а на фасаде - барельеф из цветного камня в виде головы сфинкса с загадочным взглядом. С приходом Советской власти в 1920-м торговлю из пассажа убрали (красоту разрушили уже фашисты при отступлении в 1944-м), разместив здесь автостанцию «Союзтранса», туристическое бюро «Крымкурсо», кооператив «Крымский шофёр». В 1927-м создали в Крымской АССР «Крымавтогужтрест», после - «Крымскую автоконтору», ведавшую всеми пригородными и междугородными перевозками. После Великой Отечественной постепенно, как сообщает портал «Крымавтотранса», создали в Симферополе три автостанции: в районе нынешнего Куйбышевского рынка - пригородные маршруты, междугородные - железнодорожный вокзал и центр, улица Серова, а здание автовокзала вместо разрушенного пассажа устроили в доме на Карла Маркса, 28. Но 25 января 1960-го «Крымская правда» сообщила, что появился в городе «новый красавец автовокзал. Ежедневно планируется (и было) до 300 рейсов во многие уголки Крыма и Союза». И вот уже более 60 лет от симферопольского автовокзала разбегаются автобусы в дальние рейсы, а ещё есть «Восточная» и «Западная» автостанции, автостанция на вокзале.

Но это всё заслуги недавнего прошлого, а в начале минувшего века автомобилизм на полуострове только зарождался: к примеру, в 1908-м появились правила, запретившие «езду в перегонки», ограничившие скорость до 5 вёрст в час и постановившие держать у желающих управлять авто «серьёзные испытания». И первый транспортный налог в Симферополе появился - «рубль с каждой силы автоматических экипажей». Собирали немного - машин было наперечёт, предпочитали крымчане по старинке лошадиные упряжки, они и в пробках не стояли, и автосмога, столь мучающего город в наши дни, не было. И это всего лишь 120 с небольшим лет назад…

Наталья БОЯРИНЦЕВА.