Симферополь. «Прогулка» во времени

7 Июнь 2023 1412
Дом Семерджиева и небольшая гостиница «Европейская». Фото из коллекции Владимира КАЦУБИНСКОГО.
Дом Семерджиева и небольшая гостиница «Европейская». Фото из коллекции Владимира КАЦУБИНСКОГО.

Наш родной Симферополь уже на целый год возмужал, 239 исполнилось с того момента, когда в феврале 1784-го Екатерина Великая повелела заняться административным устройством Таврической области, а в июне стараниями мастеровых и заботами Григория Потёмкина и Василия Каховского появились первые постройки. В минувшем выпуске рубрики, 3 июня, мы отправились на «прогулку» во времени, заглянув на старинный железнодорожный вокзал и в, как сейчас говорят, исторический центр с Долгоруковским обелиском и Александро-Невским собором. От них и продолжим полезное «путешествие», в котором можно помечтать, каким был Симферополь тогда, когда нас у него ещё не было.

О «суффиксальных»

Идею «прогулок» во времени предложил друг «Крымской правды», влюблённый в Симферополь, историк и краевед Владимир Гуркович (увы, ушедший из жизни), принеся однажды дискету (были на заре компьютерной такие носители информации) с отсканированными снимками - открытками из коллекции друга, тоже влюблённого в Симферополь, Владимира Кацубинского. «Прогулки» в городе, где прошлое сплетается с настоящим, устремляясь в будущее, а воздух насыщен не автосмогом (не было его в Симферопольской юности с пролётками и цокотом лошадиных копыт) и пылью - озоном, настоянным на сосновой хвое (сколько лесопосадок было вокруг) и чем-то терпко-приятным, помогают расслабиться…. История города вместила судьбы нескольких поколений, сколько светлого и трагичного, сколько испытаний выпало нашим предкам из минувшего, сколько, хочется верить, доброго у Симферополя, у нас, у потомков впереди. И в старинных снимках открываем что-то родное, трогательное, неизведанное. О своём, о нашем Симферополе, неповторимом и любимом….

По «Дороге на Перекоп» (Полицейской, Троцкого, Екатерининской, Карла Маркса) - улице, что снова называется в честь «мамы» Симферополя - императрицы Екатерины Великой, проходим к улице Пушкинской. Да, сейчас - Пушкина, но тогда, в 1899-м, к 100-летию со дня рождения Александра Сергеевича, на заседании Симферопольской городской управы, чтобы увековечить память человека, писавшего о «прекрасных брегах Салгира», постановили «наименовать Пушкинскою улицей» (название изменили в 1937-м, к 100-летию со дня ухода поэта). Наименовали, точнее, переименовали, - Приютнинскую.

- Название в честь открытого в 1854-м детского приюта, первого в тогдашней Тавричес­кой губернии, - рассказывал краевед. - Инициатором открытия стала графиня Амалия Максимилиановна Адельберг, жена бывшего Таврического губернатора Николая Владимировича Адельберга. 

Вскоре приют получил имя графини, а затем и новый дом - ныне улица Пушкина, 20. Здание принадлежало Анне Михайловне Раевской (урождённой Бороздиной), племяннице бывшего Таврического губернатора Андрея Михайловича Бороздина и вдове генерал-лейтенанта Николая Николаевича Раевского-младшего. Кстати, возможно его в 1820-м мог посещать и сам поэт. Возможно, это и повлияло на решение о названии конкретной улицы Пушкинская. Вообще, при Российской империи улицы города так и были «суффиксальные» - Пушкинская, Екатерининская, Александроневская, Гоголевская, лишь улица графа Толстого стала исключением. По мнению исследователя городской топонимики, тоже влюблённого в Симферополь краеведа Владимира Полякова, названия улиц изначально возникли как определения к называемым объектам: «Какая?». А поименование таким способом улицы в честь автора «Севастопольских рассказов», исказило бы смысл, да и титул с «Толстовской» не вязался. В общем, подходим к пересечению (у молодёжи - «кресту», у старожилов - «углу») «суффиксальных» центральных и представляем, что впереди не парочка на роликах, а, как на старинной фотооткрытке, телега, которую тянут два вола.
А их хозяин спешит за подарками для родных к празднику - в дом Семерджиева (один из доходных домов купца Ивана Романовича). Реклама начала века зазывала покупателей: «Михаил. Семерджиева оптовый склад табаку и папирос фабрики «Наследников Константина Месаксуди». Сигареты разных фабрик. Письменные и конторские принадлежности. Фарфоровые и бронзовые изделия. Предметы для подарков. Всё в большом выборе». В советское время это был любимый у симферопольцев магазин «Сувенир» («Сюрприз»), сколько там куплено подарков и красивостей.

- В нашей семье вниманием пользовался не только магазин, но и двухэтажная пристройка на Пушкинской, с надписью на фронтоне «Фотографія», - рассказывал Владимир Гуркович.- Первый фотосалон города, где при Империи творили «Фотографы Анисим Вознесенский и Константин Князьков, удостоенные Высочайшей награды Государя Императора, награды Его Высочества Эмира Бухарского, награды Ея Величества Королевы Сербской», а в нашу бытность нравились мастера фотоателье Анатолий Яновский, Софья Райхман….

О «диве» минувшего

По Пушкинской идём к Александроневской (Розы Люксембург, Александра Нев­ского). Сейчас оживлённая трасса, а на тротуаре - скамья с клумбой, парк кованых фигур, сквер имени Павла Ефимовича Дыбенко, командующего в 1919-м Крымской Советской армией, первого наркома по морским делам РСФСР. А ещё - символ города пчёлка, в этот раз читающая; и сквер имени 200-летия Симферополя, со скрижалью памяти всех, кто создавал и развивал, защищал, прославил революционными, боевыми и трудовыми подвигами - мемориальный текст составил ещё один влюблённый в Симферополь краевед Владимир Широков (совпадение, но вот все они краеведы-патриоты - тёзки). Раньше здесь была уничтоженная в Великую Отечественную Главная почтово-телеграфная контора - туда (по иным данным, в соседнюю гостиницу «Европейскую) тянулись к рубильнику провода от заминированных фашистами зданий и мостов центра. К счастью, группам подпольщиков и партизан Анатолия Косухина, Василия Бабия, Анатолия Сосунова удалось в ночь на 13 апреля 1944-го предотвратить катастрофу, но враг, отступая, подпалил здания. И словно символ связи времён уже в 1982-м напротив появилось здание почтамта. 

Сейчас Пушкинская вновь пешеходная (раньше ещё трамвайная), а вот на старинной фотооткрытке - удивительное для нас сочетание - пешеходно-конно-автомобильная - и ведь все участники дорожного движения друг друга уважали.

- Конная пролётка на открытке виднеется вдали, а прямо перед взглядом читателя - диво-дивное того времени - автомобиль, он стоит у ещё двухэтажного здания гостиницы «Европейской», - рассказывал Владимир Гуркович. - Возможно, кто-то из богатых постояльцев приехал и оставил «самодвижущийся экипаж» неподалёку от входа. А может, водитель остановился, завидев вдали пролётку с двумя лошадьми. Правилами при такой встрече предлагалось не обгонять, а выключить мотор и пропустить животных. Но так как машины на улицах губернского Симферополя были редкостью, то авто сразу окружили любопытные. Вот и городовому, что на переднем плане, подойти, наверное, хочется, а нельзя - следит за порядком возле гостиницы.

Сначала она была просто на углу Приютнинской (Пушкинской) и Александ­роневской, небольшая, но потом достроили до Салгирной (проспект имени Сергея Кирова) и адрес вскоре стал другим - угол Салгирной и Фабра. В 1904 году участок Александроневской назвали Гимназическим переулком (сейчас носит имя Константина Ушинского), перпендикулярно ему и Пушкинской появился переулок Фабра
(в честь Андрея Яковлевича, бывшего Екатеринославского губернатора, завещавшего деньги на создание ещё одного детского приюта в городе, сейчас - переулок Совнаркомовский). Спустя почти десятилетие гостиница «выросла» в три этажа, с лифтом даже, как писал Григорий Москвич в «Путеводителе по Крыму» в 1913 году - «Европейская» - самая большая и комфортабельная в городе». И постояльцы, и горожане время от времени отправлялись на прогулки, реальные - в Городской сад, так написано на фотооткрытке минувшего - главный вход со стороны улицы имени Владимира Ленина, тогда - Лазаревской, в честь Таврического губернатора Пет­ра Михайловича, сына знаменитого мореплавателя и главкома Черноморского флота Михаила Петровича. И тот же Григорий Москвич писал, что «местом гуляний служит городской сад, расположенный на левом берегу Салгира и весь освещаемый электричеством. Часть сада, называемого чаще «бульваром», отгорожена и посещается «чистой» публикой. Здесь имеется летний театр, приличный ресторан, а по вечерам играет симфонический оркестр. За вход на бульвар взимается плата в 10-20 копеек. В нижней части, у Салгира, устроена площадка, на которой имеются гигантские шаги, крокет, кегли и буфет». А ещё там тогда был (к счастью, теперь снова есть!) монумент людям, чьими стараниями Крым в 1783-м стал частью России, а годом позже появился Симферополь. Но там во времени мы «прогуляемся» в следующий раз.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.