Шесть вузов начнут переход

16 Май 2023 322
В России формируется прообраз новой национальной системы высшего образования. Фото Валерия ШАРИФУЛИНА/ТАСС.
В России формируется прообраз новой национальной системы высшего образования. Фото Валерия ШАРИФУЛИНА/ТАСС.

Президент России подписал указ о запуске пилотного проекта по изменению уровней профессионального образования. Проект стартует уже в этом году и продлится до 2026 года, о нём рассказал корреспондент «Российской газеты».

Что изменится для абитуриентов?

Участники пилота - шесть ведущих российских университетов: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Московский авиационный институт (нацио­нальный исследовательский университет), Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Московский педагогический государственный университет, Санкт-Петербургский горный университет, Национальный исследовательский Томский государственный университет. Их абитуриенты уже этим летом будут поступать по-новому.

Суть «пилота» - в переходе вузов-участников на новую систему высшего образования. То есть, вместо бакалавриата и специалитета в вузах появится базовое основное образование, а магистратура станет специа­лизированным уровнем для углублённого изучения выбранного профиля. Третий уровень - аспирантура.

- Могу заверить, что никаких кардинальных отличий с точки зрения ЕГЭ или других принципиальных моментов не будет, - подчеркнул министр науки и высшего образования Валерий Фальков. - Пилотный проект даст возможность вузам работать со своими программами и рассмотреть сроки обучения, корректируя их в зависимости от потребностей работодателя.

Министр добавил, что и те, кто уже учится, и те, кто будет поступать в «пилотные» вузы, не столкнутся со сложностями.

Лучшие практики, полученные по итогам эксперимента вузами-пионерами, будут распространены на другие университеты.

- Это шаг вперёд. Поскольку, по существу, формируется прообраз новой национальной системы высшего образования, которую мы сейчас обсуждаем, а первые вузы-лидеры начинают её постепенно тестировать, - пояснил министр. - Эксперимент про­длится три года. Все изменения будут последовательными.

Напомним основные моменты пилотного проекта:

- два уровня высшего образования - базовое и специа­лизированное (магистратура);

- базовое - от 4 до 6 лет, магистратура - от 1 до 3 лет
(в зависимости от направления подготовки, от конкретной квалификации, отрасли экономики и пр);

- обучение в магистратуре после базового высшего образования не будет считаться вторым высшим;

- аспирантура выделена в отдельный уровень профессио­нального образования.

В будущем изменится и сам диплом. Сейчас в нём есть лишь уровень образования, например, «бакалавр», и направление подготовки, без сроков обучения. По-новому, в дипломе необходимо будет указывать количество лет обу­чения студента, направление, а также присвоенную основную квалификацию. Будет место и для информации о дополнительной квалификации. Всё это сделает диплом документом, более понятным и полезным для работодателя.

Вузы-пилоты будут обучать по новым принципам на основании имеющихся у них лицензий на ведение образовательной деятельности и госаккредитации. До 30 июня 2023 года они должны разработать и утвердить стандарты и требования по новым уровням образования и соответствующие образовательные программы.

Важно: на студентов, которые будут обучаться по новым уровням образования, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность, преду­смотренные для обучающихся, осваивающих программы бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры.

Как будет на практике

- Среди важных задач на первом этапе пилотного проекта - разработка компетентностной модели выпускника, определение оптимальных сроков обучения на каждом уровне, требований к абитуриентам, - объяснил ректор БФУ им. И. Канта Александр Фёдоров. - В 2023 году Балтийский федеральный выбрал три направления для апробации новой модели: химичес­кие науки, юриспруденция, образование и педагогические науки. Для сбалансированного объёма фундаментальной и практической подготовки планируется увеличить срок обучения на базовом уровне до пяти лет, по некоторым педагогическим программам - до шести. На специализированном уровне предлагается либо один год обучения для углубления профильной подготовки при наличии базового образования, либо два года для студентов непрофильных направлений. Отдельным уровнем образования становится аспирантура. Здесь мы предлагаем выделить два трека - научный и преподавательский. Первый включает в себя научно-исследовательскую практику в лабораториях и научных центрах. Второй трек предназначен для аспирантов, ориентированных на преподавательскую карьеру.

Мария АГРАНОВИЧ.