Самострои - под снос. За счёт владельцев

13 Апрель 2023 1035
Стройплощадки «украшают» все южнобережные муниципалитеты, но далеко не все объекты возводятся на законных основаниях.
Стройплощадки «украшают» все южнобережные муниципалитеты, но далеко не все объекты возводятся на законных основаниях. Фото Анны Кадниковой.

При Украине Южный берег Крыма застраивался активно и свободно. Любой мало-мальски дерзкий гражданин мог сделать пристройку к дому, оттяпав кусок муниципальной земли, или возвес­ти в саду «курятник», который можно сдавать туристам. Никаких документов для этого не требовалось - в крайнем случае можно было «занести», куда надо. Люди со связями действовали шире - возводили многоэтажные апартаменты и гостиницы чуть не у самой кромки прибоя и в зелёных зонах. При России этот беспредел стали пресекать, но, увы, сделать это быстро, одним ударом, не получилось - очень уж широко распространилась зараза самостроев. И вот уже несколько лет властям приходится судиться за право сноса каждого сарая - не говоря уже о крупных и дорогостоящих объектах.

Край самостроев

Самовольными постройками на территории Крыма признаны около 2 тыс. объектов - немыслимое количество для небольшого региона. Многоквартирные жилые дома сос­тавляют примерно 2% от общего количества. Остальное - пристройки, надстройки, гаражи, времянки и тому подобное. Всё это «богатство» уродует облик южнобережных городов и посёлков, превращая их в подобие шанхайских трущоб.  

- На маленьких пятачках земли строят огромные объекты, которые перекрывают проходы и проезды, нарушают нормы пожарной безопасности. Не говоря уже о том, что их возведение идёт вразрез с градостроительными нормативами, - сетует первый заместитель главы Ялтинской администрации Евгения Бавыкина.

Помимо незаконного вида использования земельного участка, встречаются случаи строительства объектов без всякого проекта, возведение зданий впритык к соседним, что нарушает права их собственников, у которых всё сделано по закону и в соответствии с нормативами. А ещё есть дельцы, которые строят многоэтажные дома и продают квартиры в них, фактически обманывая дольщиков, ведь такую собственность невозможно будет узаконить. По закону, все эти объекты должны быть снесены. 

- Продолжаем сносы незаконных объектов. В Кореизе разгребаем несостоявшуюся ферму возле детского сада. Клетки для кур и кроликов сколачивал местный житель, причём рядом с самовольно выстроенным двухэтажным гаражом. Подключаем админкомиссию для работы с этим капстроем, - рассказывает глава Ялтинской администрации Янина Павленко. - На Алупкинском шоссе, в районе санатория «Мисхор», демонтированы пять незаконных нестационарных торговых объектов. Все были установлены в зоне особо охраняемых природных территорий. Убрать их самостоятельно хозяева отказались - теперь будут возмещать расходы. В Гаспре заактированы и ждут сноса 30 объектов. Группа по демонтажу активно работает в Алупке. Чистим улицу Сурикова - сносим незаконные гаражи. Очищена большая территория на улице Ленина.

Механизм есть

Снос самостроев, между прочим, стоит немалых денег. Он обходится ненамного дешевле строительства. Если сносить все незаконные объекты за счёт муниципальной или даже республиканской казны, никаких бюджетов не хватит. Поэтому расходы на эти работы закон возлагает на собственников построек: сам возвёл - сам теперь и разбирай. Само собой, владельцы самостроев предпочитают игнорировать решения суда, надеясь, что авось пронесёт. Теперь такое больше не пройдёт. В Крыму, наконец, создан прецедент: если собственник самостроя не снёс его самостоя­тельно, муниципальные власти могут в судебном порядке изъять землю, на которой находится объект, и продать её. Вырученные деньги пойдут на оплату сноса самостроя. 

- Два первых иска об истребовании земельных участков в пользу муниципалитета за неисполнение решений о сносе незаконных построек уже в суде, - констатирует Янина Павленко. - Один из них по Ливадии - о незаконной пристройке, второй по Симеизу - о пятиуровневом строении. По обоим объектам есть решения суда о сносе, однако собственники не исполняют их. По удовлетворении иска администрации земельные участки переходят в муниципальную собственность. За счёт их продажи будет организовываться снос незаконных объектов. Ещё раз обращаюсь к владельцам: сносите всё незаконное сами. Либо администрация снесёт за ваш счёт. Строительство - только в рамках действующего законодательства. Незаконным «хибарам» и «скворечникам» в Ялте не место.

В случае, если самострой стоит на муниципальной земле, судебные приставы будут направлять взыскания на иное имущество его владельца. Снос незаконной постройки будет произведён уже за счёт этой собственности, если только речь не идёт о единственном жилье. По данным Ялтинской администрации, по 56 объектам такая работа уже началась, по 20 готовятся сметы на предстоящий снос.

- Для нас очень важно то, что появились механизмы, с помощью которых можно заставить самовольных застройщиков самостоятельно осуществлять снос, - отмечает Евгения Бавыкина. - Никому не захочется терять земельный участок или иное имущество, чтобы на полученные средства снесли его же самовольно построенный объект. У администрации нет задачи лишать кого-то имущества, но есть задача, чтобы люди жили в рамках закона и прекратили самовольную застройку.

При этом в федеральном правительстве не раз озвучивалось, что там, где возможно, проблемные жилые объекты надо сохранять, достраивать и вводить в эксплуатацию, а не пускать под снос. Поэтому ялтинские власти уточняют: если речь идёт о небольшой пристройке или незначительном нарушении при строительстве, у граждан есть возможность легализовать такую собственность. Но, например, пяти­этажку, возведённую у самого моря, узаконить не получится.

- Если самострой немного выходит на муниципальную землю с частного участка, но при этом отсутствуют нарушения градостроительных норм, суд даёт шанс людям узаконить строение, - поясняет Евгения Бавыкина. - Такое бывает, например, когда граждане пристраивают к жилому дому кухню или туалет, чтобы обеспечить себе какой-то коммунальный минимум.

Взяли тайм-аут?

Тем временем в Алуште, несмотря на появление понятного механизма борьбы с самостроями, этот процесс застопорился. В конце прошлого года городская администрация опубликовала перечень незаконно возведённых объектов, подлежащих демонтажу (кстати, достаточно скромный - всего чуть больше десятка адресов), после чего всё заглохло.

Возможно, в связи с тем, что список вызвал бурю возмущения местных предпринимателей - собственников обозначенных объектов. Они обратилась с жалобой к главе республики Сергею Аксёнову, утверждая, что муниципальные чиновники предоставили в межведомственную комиссию Совета министров РК недостоверные сведения, из-за чего их торговые павильоны попали в перечень самовольных строений. 

«Несмотря на то, что в прибрежной зоне на набережной в одной линии размещено более 60 объектов, администрация Алушты «не замечает» недвижимости, построенной на берегоукрепительных сооружениях, волнорезах, нависаю­щих над морем и пляжем»,  говорится в обращении предпринимателей.

Но это что касается некапитальных коммерческих объектов. А как быть с сотнями «курятников», пристроек, гос­тевых домов и мини-отелей, натыканных по всей Алуште явно вразрез с градостроительными нормами, или, того хуже, у самого моря? По словам чиновников, работа по борьбе с самостроями продолжается. Но ярких её плодов, увы, пока не видно.

Елена ЮМАНОВА.