Монополия частников закончилась

5 Апрель 2023 628
Замглавы Джанкойской администрации Дмитрий Фурса вместе с другими пассажирами ждёт прибытия автобуса. Фото пресс-службы Джанкойской администрации.
Замглавы Джанкойской администрации Дмитрий Фурса вместе с другими пассажирами ждёт прибытия автобуса. Фото пресс-службы Джанкойской администрации.

В начале марта глава республики Сергей Аксёнов обязал муниципальных чиновников проконтролировать качество работы общественного транспорта. Он подчеркнул, что для пущей эффективности должностным лицам следует на некоторое время пересесть со своих автомобилей на автобусы и маршрутки, чтобы лично убедиться, насколько комфортно в них ездить. Там, где ситуация не улучшится, чиновникам грозят выговоры и перспектива увольнения, а с перевозчиками будут разорваны контракты на обслуживание маршрутов.

Графики - в центре внимания

С тех пор как глава республики дал чиновникам задание отрегулировать работу общественного транспорта, официальные сайты муниципальных администраций стали пестрить отчётами о проделанной работе, украшенными фотографиями должностных лиц в скромной обстановке автобусных салонов.

- Могу сказать, что не только главы администраций пошли в народ, но и члены общественных советов при муниципалитетах, а также те должностные лица, которые должны участвовать в работе общественного транспорта, - рассказывает президент АНО «Центр поддержки перевозчиков и пассажиров РК» Владислав Антонов. - Мы со своей стороны тоже начали мониторинг работы перевозчиков на городских и пригородных маршрутах. Основное внимание уделяется обращениям и жалобам пассажиров. Граждане сами подсказывают, как сделать работу общественного транспорта лучше. Единственная задача чиновников - услышать людей.

Прежде всего проверяющие обращают внимание на соблюдение графиков движения. Городской транспорт должен работать ежедневно с 6.00 до 22.30. Сейчас максимально допустимый интервал между двумя единицами подвижного состава на линии составляет 45 минут, минимальный - 20 минут. Исходя из этой нормы устанавливается количество машин на том или ином маршруте. Поэтому если пассажиры не могут дождаться автобуса в течение более 45 минут, значит какой-то из автобусов вышел из строя либо водитель самовольно сошёл с линии. В этой ситуации нужно звонить на «горячую линию» Министерства транспорта РК: +7 (3652) 544-632 или +79789603360.

- Там, где расписания не соблюдаются, перевозчикам должны быть даны предписания, которые в дальнейшем за систематическое нарушение графиков движения могут привести к расторжению договоров, - комментирует министр транспорта РК Николай Лукашенко.

Кадровый голод не утолён

Кроме соблюдения графиков движения, главные требования к общественному транспорту - чистота и комфортная температура воздуха в салоне.

- Система отопления должна быть абсолютно во всех автобусах, - констатирует Владислав Антонов. - В ряде случаев заводы-изготовители устанавливают системы отопления, недостаточные для полного обогрева салона. В этой связи мы вносим предложение обращать внимание на этот нюанс при контрактных закупках. А вот кондиционирование - не обязательная норма, но прошлым летом было отработано, чтобы для Крыма, как для южного региона, обязательно в контрактах появлялось требование к перевозчикам по кондиционирования воздуха. Норма заработает с этого года.

Также планируется внести дополнительное требование к перевозчикам на стадии торгов о замене автобусов со среднего класса на большой, чтобы избежать давки в салонах в часы пик. 

- Купить больше автобусов перевозчики могут, но есть другая проблема - дефицит водителей. Даже при средней зарплате по Крыму в 60 тыс. рублей работать не хотят, - говорит Владислав Антонов. - Не каждый водитель готов и исполнять свои основные обязанности, и быть кондуктором, и контролировать весь процесс работы: от исправности машины, до дисциплины пассажиров в плане оплаты проезда. А плюс к этому ещё нужно умудриться соблюдать расписание движения.

Не справился? Прощаемся

После того как муниципальные чиновники всерьёз взялись за качество работы общественного транспорта, оно действительно стало повышаться. Например, судя по отзывам граждан, удалось кардинально улучшить ситуацию в Красноперекопске, Армянске и Джанкое.

- Мы ежедневно проверяем работу городских маршрутов общественного транспорта, - говорит заместитель главы Джанкойской администрации Дмитрий Фурса. - К мониторингу привлечены представители ГУП РК «Крымтроллейбус» и общественного совета. Совместно общаемся с пассажирами и водителями, узнаём проблемные вопросы людей. В целом, есть замечания пассажиров относительно соблюдения графика движения, но по заверению перевозчика ситуация будет исправлена в ближайшее время. Проверки будут продолжены. Нарекания будем оперативно устранять.

Уже есть прецеденты, когда муниципальные власти расторгли контракты с перевозчиками в одностороннем порядке в связи с тем, что те не оказывали транспортные услуги на должном уровне. В этом случае освободившиеся маршруты, как правило, перехватывают государственные перевозчики. Прежде всего, ГУП РК «Крымтроллейбус». 

- При этом, подчёркиваю, монополии нет. Предприятие может позволить себе перехватывать всё больше маршрутов, потому что оно обновило подвижной состав, а в конкурсных процедурах состояние машин играет большую роль, - объясняет Владислав Антонов. - Мы долго шли перевозчикам навстречу, позволяя использовать старый подвижной состав, потому что они жаловались, что из-за сложной экономической ситуации нет средств на обновление. Но теперь до 1 июня все обязаны купить новые машины и вывести из эксплуатации старые. Могу сказать, что в Крыму есть перевозчики, по которым существует риск, что они с этой задачей не справятся. Это, конечно, даёт преимущества «Крымтроллейбусу» в предстоящем конкурсе. Монополия частных перевозчиков в республике закончилась.

Елена ЮМАНОВА.