За чаем не скучаем

1 Февраль 2023 412
Фасовка готового чая выполняется под присмотром специалиста упаковочного цеха.
Фасовка готового чая выполняется под присмотром специалиста упаковочного цеха. Фото Анны Кадниковой.

История чая настолько давняя, что сегодня никто не может точно сказать, когда именно люди впервые стали заваривать листья чайного куста. Достоверно известно лишь то, что ещё две тысячи лет назад китайские врачеватели знали о тонизирующих свойствах напитка и рекомендовали его своим пациентам в качестве лекарственного средства. Китайцы и сейчас любят говорить: «Вся вселенная помещается в чайнике». Сотни лет они остаются основными поставщиками чая на международном рынке, но с недавних пор его начали уверенно осваивать и крымские производители.

Чаи и тизаны

Одна из ведущих крымских чайных фабрик расположена в Симферополе. Её история началась в 1998 году, когда врач-физиолог, кандидат медицинских наук Александр Пуйда создал научно-производственное предприятие. Известный энтузиаст в применении лекарственных растений для повышения качества жизни и улучшения здоровья людей, в работе своей компании он использовал результаты научный исследований, проведённых во время кругосветного путешествия.

- Поскольку компания создавалась как научно-производственная, в наших традициях забота не только о вкусовых качествах, но и о пользе для здоровья потребителя, - говорит директор производства Илья Пуйда. - Мы не используем консерванты и ароматизаторы, производим стопроцентно натуральные и полезные продукты. На упаковках с целебными травами указывается, какие из них помогут улучшить самочувствие при простуде и других недугах. Данные виды тизанов сертифицированы как биологически активные добавки и могут продаваться в аптечных сетях. 

Тизаны - один из основных продуктов симферопольской фабрики. Под этим названием подразумевают чаи без собственно чая, то есть приготовленные из трав, цветов, ягод и листьев. Также предприятие выпускает чёрный и зелёный чаи, бальзамы, морсы и сиропы. Поскольку в Крыму чай не выращивают, фабрика закупает его в Китае, Японии, Вьетнаме, Южной Корее и на Шри-Ланке. Привозное сырьё смешивают с крымскими травами, ягодами и кореньями. 

- Самые популярные добавки - это лаванда, шиповник, ромашка, мята, мелисса, вербена, крыжовник, клубника, чабрец и крымская роза. Всего их у нас более 150 разновидностей, - рассказывает врио заведующего производством Евгения Ткаченко. - Для нас важен не только вкус, но и полезные свойства напитков. От серьёзных заболеваний они, конечно, не вылечат, но облегчить симптомы и посодействовать в профилактических целях могут.

Деликатный процесс

Большую часть сырья закупают всё же у крымских производителей. Лаванда, чабрец, шиповник, несколько сортов ромашки, мята, мелисса, вербена, крыжовник, крымская роза, ягоды и коренья прибывают на фабрику с полей полуострова. А вот, например, иван-чай закупают в Алтайском крае, так как местный не обладает требуемыми свойствами.

Растительное сырьё на предприятии принимают только после согласования образца и проверки его качества. Также специалисты тщательно осматривают внешний вид цветков и листьев, заваривают их, чтобы понимать, как они будут смотреться в виде уже готового чая. После этого сырьё фасуют. При работе с растительными компонентами очень важно сохранить их целостность и аромат. Поэтому ингредиенты для будущих чаёв и тизанов фасуют в специальные полипропиленовые мешки высокой прочности - их ещё называют «сахарные». В чай сырьё превращается на этапе купажирования.

- Это процесс смешивания ингредиентов. Наша задача - загрузить в купажный барабан все травы и другие компоненты по списку и смешать их таким образом, чтобы на выходе получить равномерную и гармоничную смесь, - объясняет Илья Пуйда. - Немаловажно при этом правильно провести фасовку и упаковку готового продукта. Только так можно максимально сохранить полезные свойства и насыщенный аромат.

Чтобы смесь получалась воздушной, на производстве используют специальные шестигранные барабаны. Такая форма не позволяет крупным частицам опадать вниз, что делает купаж более равномерным и насыщенным. В процессе производства чаи и тизаны дегустирует технолог. Он даёт оценку по нескольким критериям: насыщенность вкуса, ароматика и общее впечатление.

Завоевание рынка

Ежегодно крымские предприятия выпускают около 200 тыс. тонн чая. Значительная часть этого объёма отправляется на материк России - там наши чаи уже давно пользуются большим спросом. А в последние несколько лет крымский продукт начал завоёвывать международный рынок. 

- Крымские чаи востребованы на полуострове и внутри страны, а также активно продаются на экспорт. Основные рынки сбыта это Беларусь, Казахстан, государства Ближнего Востока и Китай, - отмечает министр экономического развития РК Дмитрий Шеряко. - В планах симферопольского предприятия - завершение сертификации и расширение экспортных поставок в Китай, а также Арабские Эмираты, которые являются «точкой входа» в регион Северной Африки. В 2022 году компания произвела и продала более 2 млн. упаковок натуральных тизанов, а количество перерабатываемых предприятием растений превысило сто наименований.

У Крыма в целом большой экспортный потенциал и широкий ассортимент продукции, в которой заинтересованы зарубежные партнёры, подчёркивает министр. Рост экспортного оборота только симферопольской чайной фабрики в прошлом году составил 46%.

Елена ЮМАНОВА.