«У нас работают сильные команды разработчиков»

31 Январь 2023 282
Светлана Легостаева. Фото пресс-службы Консорциума «Вычислительная техника».
Светлана Легостаева. Фото пресс-службы Консорциума «Вычислительная техника».

Когда в России появится собственная микроэлектроника, удалось ли преодолеть последствия санкций и почему в отечественном ноутбуке сегодня множество импортных комплектующих - об этом в интервью «Российской газете» рассказала глава Консорциума «Вычислительная техника» Светлана ЛЕГОСТАЕВА.

- Светлана Сергеевна, коллеги одного из деловых изданий разобрали отечественный ноутбук, чтобы посмотреть, что там внутри, и сразу же его и закрыли, увидев, что «там нет ничего отечественного». Иногда складывается ощущение, что импортозамещение во многом выглядит как переориентация на Китай и китайские же комп­лектующие.

- Важно понимать, что возрождение такой высокотехнологичной и капиталоёмкой отрасли не может произойти мгновенно. Причём ваш пример затрагивает не только разработку и производство вычислительной техники, но и разработку и производство электронной компонентной базы. О нашей конечной продукции неправильно сейчас судить бинарно: либо соответствует критериям 100% технологической независимости, то есть она разрабатывается в России, производится здесь и все компоненты тоже российские, либо она не отечест­венная и все усилия были напрасны. У нас работают сильные команды разработчиков, созданы и расширяются производственные мощности. Санкционные ограничения застали нас на определённом этапе пути, появились дополнительные сложности, но это означает лишь то, что сейчас ещё актуальнее ценить, сохранять имеющийся задел и прилагать усилия для его ускоренного развития. Переориентация в части кооперационных цепочек с другими странами на текущий момент нам необходима, но это как раз касается поставок комплектующих, для которых пока нет отечественных аналогов, причём доля их будет постепенно снижаться.

Работа по реализации политики импортозамещения началась в 2015 году и за это время российские компании вошли в состав лидеров в сегменте СХД и ПК, расширили присутствие в сегменте серверов и заявили о себе как производители ноутбуков и планшетов. В этот период происходило существенное изменение уровня локализации разработки и производства. Например, в Едином реестре радиоэлектронной продукции серверная продукция представлена тремя десятками компаний и примерно 170 моделями, 150 решений ПК предлагают два десятка российских производителей. В 2022 году в перечне вычислительной техники не осталось продуктовых категорий, в которых не было бы заявлено отечественных разработок. Начиная с 2020 года, заключение миллиардных контрактов на поставку отечественной вычислительной техники стало нормой. По итогам 2020 года в рамках национального проекта «Образование» на поставки ноутбуков российских компаний приходилось лишь 22%, и речь не шла о реест­ровой продукции. Однако в 2021 году ситуация кардинально поменялась, и объём бюджетных средств, направленных на закупку отечественного оборудования, превысил 50%-ую отметку.

- Тем не менее - ушедшие бренды заместят китайские игроки или всё же российские?

- В ближайшие несколько лет будут и те и другие, но наша цель - делать всё необходимое, чтобы перевес изменялся в сторону российских игроков.

- Традиционно говорят о российском IT-оборудовании в контексте госкомпаний и критической инфраструктуры. Но на потребительском или нерегулируемом рынке, в отличие от программных продуктов, наших производителей практически нет. В чём сложность?

- Во-первых, хотелось бы отметить, что продукция российских производителей уже продаётся - в 2021 году были сделаны первые шаги по продаже отечественной вычислительной техники через розничную сеть, а сейчас она вполне успешно представлена в интернет-магазинах и мы рассчитываем, что количество представленных брендов и объёмы продаж будут только расти. При этом появление нашей электроники на полках розничных магазинов требует непростой и дорогостоящей перестройки бизнес-процессов у производителей. Это набор задач, часть из которых не столько имеет отношение непосредственно к характеристикам продукции, сколько к объёму единовременного производства, бесперебойности поставок, финансированию маркетинговых каналов продаж и т. п. Кроме того, часть решений разрабатывалась изначально под требования государственных заказчиков, и соответственно для поставки в потребительский сегмент нужны соответствующие доработки. Есть ещё один момент - к сожалению, исторически доверие к неизвестному иностранному бренду у наших потребителей выше, чем к российскому. Я целенаправленно решила почитать отзывы в интернет-магазине об одном из российских ноутбуков. «Клас­сная рабочая лошадка и если нет предвзятости к бренду, рекомендую брать». Я лично уже почти три года работаю только на отечественном ноутбуке одного из участников Консорциума и не могу сказать ни одного слова нареканий.

Олег КАПРАНОВ.