Доступнее, но дороже

Обзор главных экономических событий недели

19 Декабрь 2022 914
В продлённой версии льготная ипотека, как и прежде, действует только для первичного рынка недвижимости.
В продлённой версии льготная ипотека, как и прежде, действует только для первичного рынка недвижимости. Фото Анны Кадниковой.

Президент России Владимир Путин заявил, что льготная ипотека будет продлена до 1 июля 2024 года. При этом с одной стороны ставка будет увеличена с 7% до 8%, а с другой расширится доступ к семейной ипотеке. Так, льготные кредиты под 6% станут доступны для всех семей с двумя детьми, не достигшими 18 лет, а для жителей новых регионов ставка будет всего 2%.

По запросу общества

Продление льготной ипотеки, по мнению специалистов, поддержит рынок новостроек - с учётом падения доходов населения и выросшей стои­мости квартир этот сегмент находился в зоне риска. В то же время сегодня для российского общества с учётом проблем, которые создаёт давление Запада, очень значима поддержка молодых семей, которые хотят иметь собственное жильё. 

«Это тот задел на будущее, который завтра позволит улучшить качество жизни россиян. Глава государства видит запрос общества и реагирует на него, - прокомментировала член Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб. - Программа льготной ипотеки является востребованной - множество российских семей прибегает к ней. Поэтому общественное мнение заключается в том, что эту программу, как и программы материнского капитала и поддержки многодетных по частичной оплате ипотечного кредита, необходимо продлевать».

Эксперты отмечают, что повышение ставки по льготной ипотеке на новостройки до 8% не критично - она всё равно существенно ниже среднерыночной по стандартным программам в 10-11%, которая остаётся недоступной для большинства покупателей. В связи с этим спрос на новостройки сейчас во многом держится на программах субсидирования ипотеки.

Ради продбезопасности

Федеральное правительство дополнительно выделит 5 млрд. рублей на поддержку агропромышленного комплекса. Эти средства планируется направить на льготное кредитование предприятий отрасли. К примеру, на субсидирование процентов за пользование кредитом от государства. Глобальная цель данной меры - обес­печение продовольственной безопасности.

«В настоящее время наибольшая поддержка требуется сегменту переработки сельскохозяйственной продукции, - констатировал эксперт одной из крупнейших частных инвес­тиционных групп России Артём Шахурин. - Помощь нужна также компаниям, которые будут закрывать освободившиеся с уходом западных партнёров ниши. Такие как производство семенного и посадочного материала, лекарственных препаратов для растений и животных, создание генетического материала для животноводства. Требуется обеспечить независимость нашего сельхозсектора от иностранных поставщиков, а также повышать уровень переработки, чтобы не быть заложниками ситуации на зерновом рынке».

Выбирай русское!

Отечественные производители заменили на полках каждый седьмой импортный товар после ухода с российского рынка иностранных корпораций. Больше всего наименований обновилось в категориях газированных напитков, бытовой химии и готовых завтраков, а также среди макаронных и кондитерских изделий. 

«По итогам 2022 года, общий уровень ротации брендов в торговых сетях составит примерно 15-16%, - рассказал председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Игорь Караваев. - Пока сокращение международных марок на полках сложно назвать массовым. Многие производители, особенно локализованные в России, всё же продолжают работать на рынке. Если говорить о компаниях, которые пришли на замену ушедшим брендам, то это прежде всего те, кто смог оперативно произвести корректировку своих бизнес-процессов: замену ингредиентов, упаковки и так далее. Это и локальные предприятия, и крупные игроки».

Между тем маркетологи отмечают, что с осени этого года покупатели стали активнее выбирать российские твёрдые сыры, глазированные сырки, растворимый кофе и косметику вместо импортных аналогов. Всего в сентябре-ноябре россияне приобрели почти 9,5 млрд. единиц продукции отечественных производителей, что на 8% больше летних показателей. При этом спрос на российские молочные продукты вырос на 21%, на бакалейные товары - на 13% (по росту продаж лидировали чёрный чай российских брендов и растворимый кофе), на макаронные изделия - на 18%.

Елена ЮМАНОВА.