Дилемма: продать быстрее или выгоднее?

19 Декабрь 2022 551
Крымские чаи - один из самых популярных продуктов для экспорта.
Крымские чаи - один из самых популярных продуктов для экспорта. Фото Анны Кадниковой.

Крымское правительство и Витебский областной исполком до конца года заключат соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве. «Наши белорусские партнёры рассматривают производст­венные площадки полуост­рова для локализации белорусских сборочных производств», - сообщил глава РК Сергей Аксёнов. По его словам, Крым готов также предложить белорусам использовать черноморские порты в качестве южных морских ворот Евразийского экономичес­кого союза.

- Потенциал полуострова как транзитной черноморской территории может быть востребован в контексте импортозамещения, - комментирует заместитель председателя Совета министров РК - постоянный представитель республики при президенте РФ Георгий Мурадов. - У нас работают с неполной загрузкой шесть портов плюс Севастополь. При этом они имеют выходы именно в те страны и регионы, где продукция - белорусская и российская - крайне востребована: Ближний Восток, Северная Африка, Южная Азия и Турция.

В республиканском правительстве отмечают, что в этом году сотрудничество Крыма с Белоруссией вышло на новый уровень. Особенно ярко показали себя на этом рынке крымские виноделы: было заключено два больших соглашения о поставках нашей продукции. В целом в этом году 18 крымских производителей заключили экспортные контракты на общую сумму более 7,5 млн. долларов. При этом реальный доход от продажи нашей продукции за рубеж на порядок выше, поскольку многие иностранные предприятия и контрагенты закупают её не напрямую, а через материковые компании. В итоге крымские экспортёры получают прибыль, но не вся она отображается в таможенной статистике. 

Ещё один зарубежный парт­нёр, с которым Крым в этом году активно развивает торговые отношения, - страны Ближнего Востока. На днях в Арабских Эмиратах завершилась международная выставка Abu Dhabi International Food Exhibition, в которой принимали участие представители крымского бизнеса.

- Целью нашего визита было представить экспортный потенциал республики на одной из крупнейших пищевых выставок, - рассказывает директор Южного регионального центра поддержки экспорта Ксения Слуцкая. - Крымский бизнес был представлен тремя компаниями. Это производители муки и масла из виноградной косточки, чая, тизанов (напитки, которые производятся путём заваривания различных травяных смесей без содержания кофеина. - Ред.), сиропов, пищевых добавок и функциональных напитков (обогащённых витаминами и минералами, необходимыми организму человека. - Ред.). Я могу говорить о достаточно неплохой перспективе заключения экспортных контрактов как с торговыми сетями на Ближнем Востоке и в странах Северной Африки, так и сектором гостинично-ресторанного бизнеса - у них также есть интерес к крымской продукции. За границей видят, что она отличается высоким качеством и при этом находится в средней ценовой категории. Это говорит о неплохом потенциале и возможностях выхода на ближневосточный рынок.

Договорённости намечены, но запуск поставок тормозит то, что практически вся продукция, которая была представлена на выставке крымскими производителями, в той или иной степени будет позиционироваться в странах Ближнего Востока как смежная с медицинским сектором.

- У наших экспортёров достаточно широкие линейки продукции, но в них встречаются, например, чаи для снижения давления, похудения и так далее. А всё, что связано даже с незначительным эффектом, оказываемым продуктом на организм и здоровье человека, в данном регионе позиционируется как товары, имею­щие отношение к медицине. В связи с этим и требуется дополнительная сертификация, - объясняет Ксения Слуцкая. - Эта процедура достаточно долгая и сложная. Тем не менее есть возможность софинансирования сертификации из бюджетных средств. Думаю, именно поддержка в прохождении сертификации крымских производителей станет нашей основной задачей на первое полугодие 2023 года.

На получение сертификатов в Арабских Эмиратах потребуется минимум полгода, полагают в региональном центре поддержки экспорта. Зато такой сертификации будет достаточно - она котируется не только на всём Ближнем Востоке, но и в Северной Африке. На том рынке считается, что если продукт разрешён к продаже в ОАЭ, значит, он действительно качественный, и дистрибьюторы готовы с ним работать.

- Какие-то товары, например, масло виноградной кос­точки, можно было провести как продукт пищевой промышленности. Но мы оказались перед дилеммой, - говорит Ксения Слуцкая. - С одной стороны, хотим показать уникальные свойства крымских продуктов - тогда они станут более конкурентоспособными. С другой, лечебные свойства, например, того же масла вынуждают нас позиционировать его как медицинский продукт. Так что нам ещё предстоит решить, что важнее: статус крымских товаров или желание побыстрее их продать.

Кстати, в этом году в Крыму впервые была запущена федеральная акселерационная программа по обучению предпринимателей тонкостям работы на экспорт. Бизнесмены со всей России, которые специа­лизируются на практическом опыте выхода на внешний рынок, делились с крымчанами своими знаниями. В регио­нальном центре поддержки экспорта рассчитывают, что прикладной эффект от такого обучения появится уже в первом полугодии 2023-го - в виде экспортных контрактов. 

Елена ЮМАНОВА.