Культ низменных страстей

Хэллоуин - «праздник» заигрывания со злом

29 Октябрь 2022 336
Фото из открытого источника.
Фото из открытого источника.

В эти дни отмечают «праздник» Хэллоуин, или, как его называют некоторые, «вечер всех святых». Традиционно это событие исторически возводят к кельтскому празднику Самайну.

В языческой кельтской культуре он относился к праздникам «колеса года». Конкретно Самайн (или Самхейн) соотносился с переходом из осени в зиму и являлся для кельтов-язычников «праздником нового года». Затем после принятия в Ирландии христианства для выпадающего на эту дату католического Дня всех святых, как в случае с соотнесением праздника Рождества и сатурналий, были заимствованы некоторые элементы Самайна. К XIV веку произошло слияние Дня всех святых (1 ноября) и Дня всех усопших (2 ноября), что и привело к появлению такого явления, как All-Hellows-Even - «Вечера всех святых».

Можно подумать, что по аналогии с сатурналиями речь идёт о заимствовании народных традиций (к примеру, таким заимствованием является «рождественская ёлка»), однако, это не совсем так.

На современный облик данного праздника повлияли совсем другие события. А именно - репрессии против ведьм и колдуний короля Шотландии Якова VI после 1589 года, из-за чего произошла жёсткая привязка праздника к образу колдуний, ведьм, шабаша, расчленений, бесчинств, чёрных кошек и т. д. (данные события легли в основу двух литературных памятников - пьесы Шекспира «Макбет», и демонологичес­кого трактата короля Якова), покушение Гая Фокса на короля Якова I 5 ноября 1605 года (отсюда костры, фейерверки, и ритуал с детьми, что клянчат у взрослых деньги, которые первоначально шли на закупку дров и петард, то есть традиции trick or treat), и массовая миграция ирландцев в США после голода 1845 года (отсюда образы чучел из тыкв, они же «светильники Джека», что является уже американским нововведением в традицию). И в наши дни мы наблюдаем это «увеселение» уже в преломлённом через британскую культуру виде.

Этот «праздник» связан с образами демонов, колдуний, шабашей и смерти. Он стал тем каркасом, на который нанизываются все образы ужаса, смерти, различных тварей из бестиариев и средневековых гримуаров.

С чем же связана его опасность и притягательность? В первую очередь, с таким явлением, как слом внутренних границ и моральных установок. Недаром в официально зарегистрированной «церкви сатаны» в США данное «празднество» является одним из главных. Далее свою роль играет его пропаганда как «весёлого праздника» для детей с костюмированными вечеринками. Тут уже включается шаманский механизм «перевоплощение через подражание». Учитывая основной состав образов для костюмированных вечеринок - смерть, мертвецы, вампиры, ведьмы - результат воздействия на психику очевиден.

Ещё одной опасностью является тот факт, что этот «праздник» основан на явлениях и исторических событиях совершенно другой культуры. Как мы уже говорили выше, на базе кельтских языческих традиций (от которых остались только дата и оправдание) в этом празднике завязаны события истории Англии, Шотландии и США. Традиция проводить подобные мероприятия была сформирована в начале XX века, и далее лишь дополнялась, становясь объектом массовой культуры. 

Активное использование образа этого «праздника» приводит к деформации культурного восприятия у подрастающего поколения. В первую очередь, данные «празднества» проходят на уровне школ и ТРЦ, являющихся местом семейного отдыха. Значит, главный объект воздействия этого масштабного коммерческого прозападного проекта - дети и подростки. 

Православная Церковь крайне негативно относится к Хэллоуину, как его внешней «оболочке», так и содержанию. 

«Мы, как люди, которым небезразлично будущее нашего Отечества, выступаем категорически против тех современных общественных тенденций, которые поощряют культ низменных страстей, греха и разврата. Среди них - языческие и откровенно безнравственные празднования так называемого Хэллоуина, распространение рекламы, увлекающей молодёжь на путь греховной жизни», - подчерк­нул глава Крымской митрополии, митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь.

Сегодня необходимо соб­людение нравственной чистоты и благочестия. В этом залог выживания нашей страны в эту эпоху перемен. И дело не в истории и религии, а в различных ориентирах и ценностях. Если наша цель - созидание и сохранение собственной культуры, основанной на традициях Православия, мы должны ясно и чётко осознавать роль таких явлений в нашей жизни и правильно на них реагировать.

Протоиерей Владимир КАШЛЮК, руководитель пресс-службы Крымской митрополии.