Великим посвящаются

25 Октябрь 2022 549
Портрет Петра I гравёра Евграфа Чемесова. Фоторепродукция Владимира Петрова.
Портрет Петра I гравёра Евграфа Чемесова. Фоторепродукция Владимира Петрова.

В цикле выставок межмузейного проекта «Коллекция Симферопольского художественного музея» открылись две экспозиции в Судакском историческом музее, организованные совместно с музеем-заповедником «Судакская крепость».

Посвящённые 350-летию Петра Великого и 150-летию выдающегося русского художника-крымчанина Константина Богаевского, они привлекают содержательностью и глубиной раскрытия темы роли человека в истории и в искусстве.

На выставке «Русская гравюра: к 350-летию Петра Великого» представлена 51 гравюра XVIII - XIX веков. Посетители узнают, что гравюра в Петровскую эпоху была не столько произведением искусства, сколько средством массовой информации. При отсутствии газет и журналов это было действенное средство информирования населения через создание наглядной визуальной картины. Глядя на них, люди узнавали о происходящем - триумфальных победах, празднествах, оснащении флота новыми кораблями и других важных государственных событиях военной, мирной, культурной, общественной и придворной жизни. Гравюра имела явные преимущества перед другими видами «художеств»: не требовала таких затрат, как живопись, была доступна технологически и не занимала много времени на создание. 

В экспозиции архитектурные и видовые пейзажи Санкт-Петербурга и его окрестностей, Москвы, Южного берега Крыма, портреты императоров и государственных деятелей, писателей и деятелей искусств, гравюры исторического жанра с биб­лейскими и мифологическими сюжетами.

Среди наиболее ценных экспонатов - листы из альбома «План столичного города Санкт-Петербурга с изображением знатнейших оного проспектов» 1753 года, порт­рет Петра I, выполненный в 1759-1760 годах известным гравёром Евграфом Чемесовым с живописного оригинала французского художника Жана-Марка Натье, «Эней и Анхиз» мастера русской порт­ретной резцовой гравюры Николая Уткина, за которую художник был награждён золотой медалью Парижского салона 1810 года.

Экспозиция «Киммерийский пейзаж: к 150-летию К. Ф. Богаевского» из 34 картин привлекает объёмнос­тью, дающей представление о творчестве мастера, которое он посвятил земле, именуемой Гомером «киммериан печальная область». Художник писал пейзажи с проекцией на образ древней прародины и стал вдохновителем и ярким представителем особого направления в пейзаже, которому Максимилиан Волошин дал определение - киммерийский.

В экспозиции более 30 графических произведений мастера, созданных в технике акварели, туши, сангины, угля и карандаша в период с 1906-го по 1942 год. Среди них - виды Судака и его окрестнос­тей, иллюстрации к сборнику стихов М. А. Волошина «Годы странствий» 1908 года, романтические горные пейзажи.

Открывая выставку, директор «Судакской крепости» Светлана Емец и директор СХМ Ольга Бурова отметили плодотворность сотрудничест­ва музеев, дающую возможность жителям разных городов знакомиться с богатыми крымскими коллекциями произведений изобразительного искусства. 

Уникальные экспонаты можно увидеть до 20 ноября этого года.

Людмила МИЛИНА.