Без хлеба и масла не останемся

20 Октябрь 2022 643
Товарное изобилие в Крыму было оперативно восстановлено, и пока поддерживается на привычном уровне.
Товарное изобилие в Крыму было оперативно восстановлено, и пока поддерживается на привычном уровне. Фото Анны Кадниковой.

Отголоски теракта на Крымском мосту, случившегося две недели назад, всё ещё проявляются в виде ажио­тажного спроса на некоторые товары. Это уже стало нормой - в любой непонятной ситуации какая-то сволота сметает с полок гречку, сахар и туалетную бумагу. В нынешних обстоятельствах такая линия поведения кажется как никогда оправданной: грузовой транспорт на Крымский мост не пускают, а ведь именно он обеспечивает поставки товаров на полуостров.

Поставки не прекратились

На прошлой неделе в продовольственных магазинах и супермаркетах полуострова действительно заметно уменьшился ассортимент. Сильно опустели полки со скоропортящейся продукцией, доставка которой на полуостров проходила через Крымский мост. Однако сейчас ситуация стабилизировалась.

- Машины со скоропортящейся продукцией проходят как через сухопутный коридор, так и через паром, - рассказывает коммерческий директор торговой сети Татьяна Пикалова. - Вопросы логистики уже отработаны специалистами, поэтому какие-либо существенные риски с поставками исключены. Задержка возможна лишь в случае шторма, когда паромное сообщение приостанавливает свою работу, однако мы этот момент учитываем и оформляем увеличенные заявки.

Кроме того, со вчерашнего дня грузовикам весом до 40 тонн разрешено проезжать по Крымскому мосту. Это даст возможность обеспечивать доставку на полуостров всего необходимого небольшими партиями в случае, если другие пути окажутся недоступными.

Ситуация снова изменилась

А такой риск есть, и он достаточно велик. Через Керченский пролив фуры бесплатно перевозят паромы, но пропускная способность переправы существенно ниже, чем у Крымского моста. Например, по данным Министерства транспорта РФ, за последние сутки четыре работающих парома перевезли почти 800 грузовиков. При этом по мосту в Крым за сутки заходило до 1,5 тыс. грузовых машин - почти в два раза больше. 

Кроме того, крымская погода традиционно не балует стабильностью: навигацию в Керченском проливе то и дело приходится останавливать то из-за шторма, то из-за тумана. В итоге, очередь на каждой из сторон переправы порой достигает 900 грузовиков. Машины стоят в ожидании по три-пять дней.

Чтобы поставки продуктов и товаров первой необходимости в Крым не зависели от погоды, был организован сухопутный коридор через Херсонскую, Запорожскую области и Донецкую Народную Республику. По данным Минтранса РК, с 10 октября по альтернативному сухопутному маршруту с полуострова на материковую часть России успела проехать почти тысяча грузовых автомобилей. Однако такой маршрут не всегда рентабелен.

- Если груз идёт из Ставрополя или Краснодара - а именно оттуда к нам приво­зят основной объём продовольственных товаров - плечо доставки получается слишком длинным: фактически приходится пускать машины в объезд Азовского моря, - объясняет представитель транспортной компании Виталий Низовой. - Так доставка получается более дорогостоящей, что неизбежно отразится на цене продуктов в рознице.

А после того как на освобождённых территориях, по которым проходит сухопутный маршрут, объявили военное положение, многие транспортные компании попросту отказались от его использования. Несмотря на то, что въезд грузовых автомобилей с продуктами пока открыт, а их безопасное перемещение обеспечивают Вооружённые Силы РФ, предприниматели опасаются рисковать.

Только без паники!

Однако усложнившиеся обстоятельства - не повод паниковать и сметать с полок магазинов всё подряд. Перебои с поставками если и будут, то коснутся, в основном, скоропортящихся продуктов. Продукты с длительным сроком хранения и непродовольст­венные товары торговые сети закупают с запасом, так что их хватит надолго. Если, конечно, сами крымчане не начнут ажиотаж.

- Запасов сахара, гречки и подсолнечного масла в торговых сетях хватит на 14-18 дней, мороженого мяса и рыбы - на 20 дней, рыбных и мясных консервов - на 35 дней, - уточняют в пресс-службе Министерства промышленной политики РК. - Что касается хлеба и молочных продуктов, их запаса хватит не менее чем на два дня.

Самая беспроблемная категория продуктов на сегодня - овощи и фрукты. В Крыму торгуют либо местным урожаем - благо, в этом году он был богатым, либо выращенным в Херсонской области и под Мелитополем. 

Что касается обеспечения стабильности поставок, железная дорога сейчас берёт на себя часть нагрузки по доставке грузов в Крым вместо автотранспорта.

- В условиях ограничения движения грузовых автомобилей по мосту через Керченский пролив РЖД совместно с Крымской железной дорогой переключают грузы на поезда. Первый вагон с запасными частями уже отправлен, - сообщают в пресс-службе Минтранса РФ. - На очереди - отправки продовольственных товаров, в том числе сахара и растительного масла. Кроме того, из Новороссийска в Крым поехал цемент, ранее доставлявшийся по шоссе. Уже отправлено 2,8 тыс. тонн, идёт погрузка ещё 4,6 тыс.

Перегруз тарно-штучных и тяжеловесных грузов из автомобильных фур в крытые вагоны организован на грузовом дворе станции Анапа.
А станция Тимашевская готова к перевалке грузов в 20-футовые контейнеры.

Елена ЮМАНОВА.