Шестая седмица Великого поста. Вход Господень в Иерусалим

14 Апрель 2022 965

В этом году Пасха отмечается 24 апреля. Нынешняя неделя - последняя перед Страстной, завершающей пост и приводящей нас к светлому Христову Воскресению. 17 апреля верующие отмечают большой двунадесятый праздник - Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье.

Перед Вербным воскресеньем, в субботу, вспоминаем, воскрешение Лазаря, брата святых Марфы и Марии. И называется этот день Лазаревой субботой.

После чтений Евангелия на всенощной в храмах читают 50-й псалом «Помилуй меня, Боже, по великой милости твоей…», и тогда же совершается освящение ваий - распустившихся к тому времени веточек вербы. Верба - первое дерево, которое чувствует приближение весны, пробуждение к жизни, воскрешение всего живого от долгого зимнего сна. Это воскрешение символически созвучно и воскрешению Господом Лазаря, чуда, сотворённого Христом накануне, и всё вместе символически предрекает приход Великой Пасхи.
Послушаем рассказ о празднике протоиерея Серафима. Воскрешение Лазаря - дивное чудо, благодаря которому многие уверовали в Сына Божия и в исполнение пророчеств, стало убедительным аргументом для фарисеев, которые окончательно укрепились в решении убить Его, видимо, не совсем понимая, что они тем самым способствуют всему, что говорили о приходе Мессии ветхозаветные пророки. Увидев, как народ встречает Гос­пода, они «говорили меж собою: видите ли, что не успеваете ничего? Весь мир идет за Ним» (Ин. 12; 19). Эти евангельские слова из уст тех, кто решил погубить Спасителя, полагая, что тем добьются каких-то своих земных, прагматических и политических целей, звучат сегодня тоже, как ни странно, пророчески - через Его крестную смерть и последующее победное Воскресение весь мир пошёл за Ним и следует до сих пор, и будет так вовеки.

В праздник Входа Господня в Иерусалим после освящения вербы прихожане стоят в храме, держа вместе с веточками зажжённые свечи как символ победы смерти над жизнью, символ грядущей радости Светлого Христова Воскресения.

С вечерни поётся отпуст Страстной седмицы: «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш…».
Это - тропари, кондак и величание на праздник Входа Господня в Иерусалим: тропарь, глас 1-й: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе Победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне».

Тропарь, глас 4-й: «Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне».

Кондак, глас 6-й: «На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати».

И величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием: благословен Грядый во имя Господне».
Поскольку Лазарева суббота - это день, когда мы поминаем очень важное библейское событие, и Вход Господень в Иерусалим установлен как великий праздник, то на трапезе, даже при самом строгом посте, разрешается в субботу - рыбная икра, а в воскресенье - рыба.

В понедельник православные вступают в очередную строгую по трапезе и усердную в молитвах седмицу - Страстную. Это скорбные шесть дней, но где-то в глубине души каждого верующего живет ожидание того момента, когда Святой огонь сойдёт на иерусалимские свечи, и мы воскликнем: «Христос воскресе - воистину воскресе».

Соберёмся же с духом все, в единстве сос­тавляющие Христову Церковь, и проследуем крестным путем за Сыном Божиим, Сыном человеческим малым своим подвигом, своей посильной жертвой Ему и за Него, такой невеликой по сравнению с той, которую Он принёс за нас.