Всё твоё - наше

Кто несёт ответственность за общедомовое имущество?

12 Февраль 2022 1085
Если управляющая компания не выполняет своих обязаннос­тей по содержанию общедомового имущества, обращайтесь в жилинспекцию. Фото Анны КАДНИКОВОЙ.
Если управляющая компания не выполняет своих обязаннос­тей по содержанию общедомового имущества, обращайтесь в жилинспекцию. Фото Анны КАДНИКОВОЙ.

Считается, что в России две проблемы. Но нет, могу с точностью сказать, что есть ещё одна. Жилищно-коммунальные споры, кажется, не закончатся никогда. Ресурсные и управляющие организации не спешат выполнять свои обязанности на должном уровне, игнорируют претензии и жалобы собственников жилья. А те, в свою очередь, постоянно сетуют на предоставление некачественных услуг. И так по кругу. Но кто же несёт ответственность за содержание общего имущества в доме? Куда жильцы могут пожаловаться, если не устраивает качество работ и почему председатель дома - важная персона?

Общее - не значит, ничьё

То, что жильцы обязаны содержать в порядке своё имущество, - понятно. Но что делать с общим имуществом в МКД, и кто за него несёт ответственность?

Согласно законодательству общее имущество - это помещения в доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в доме, в том числе лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые шахты, коридоры.

А ещё туда включены техничес­кие этажи, чердаки и подвалы, в которых имеются коммуникации, крыши, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в доме. Проще говоря, всё, что находится в квартире - личное, а всё, что обеспечивает работу всех сис­тем дома, - общедомовое.

Если многоквартирный дом обслуживает управляющая организация, то именно она отвечает за то, как выполняются работы, оказываются услуги и содержится общее имущест­во. При этом совет дома, председатель совета должны контролировать этот процесс. Если управляющей компании нет, то вся ответственность ложится на плечи непосредст­венно собственников жилья.

Эксперты говорят, что если дом не обслуживает управляю­щая компания, не создано ТСН или нет непосредственного управления, то это негативно сказывается на содержании дома, придомовых территорий.

- По данным нашего анализа, только 20-30% домов имеют реальные советы домов и председателей. Управляющие компании этим пользуются: им не у кого подписать необходимую документацию. Кроме того, могут на своё усмотрение осваивать денежные средства, отчитываться ведь не перед кем. Обратите внимание, что, к примеру, паспорта и акты готовности к зиме в таком случае либо не подписываются вообще, либо подписываются неуполномоченным человеком, - пояснил директор АНО «ЖКХ Контроль» Анатолий Петров.

Я прочувствовала это на личном примере. Дом, в котором живу, сдался в эксплуатацию ещё в 2019 году. До сих пор у нас нет председателя. Тем временем в подъездах почти перестали убирать, дорожки перед домом не посыпают зимой и ещё много мелких моментов. Платить за это всё, кстати, жильцы не переставали. А всё потому, что совет дома не обновлялся с момента сдачи в эксплуатацию квартир, а председателя не было и подавно. Но это и неудивительно - никто не хочет брать на себя груз ответственности.

- По опыту: в домах, где есть председатель и совет дома, поверьте мне, 80-85% вопросов решаются на месте. Цель хорошей УК - чтобы вопросы, которые возникают у собственников, не выходили за рамки инспекций, администраций и других инстанций. Более того, управляющая компания сама должна оказывать содействие в решении вопросов собственников. У председателя дома главная задача - контроль. Проверил, качественно ли выполнены работы. Если нет - можно решить вопрос перерасчётом средств или пустить их на другие цели, - сказал директор управляющей организации Олег Кузьмин.

На что жалуетесь?

Если спорные вопросы решить не удалось, тогда собственники могут обратиться в АНО «ЖКХ Контроль» Респуб­лики Крым. Там выяснят, что необходимо и дадут разъяснения - кто и за что несёт ответственность. Если же вопросы касаются некачественного предоставления коммунальных услуг, тогда обращаться нужно в Инспекцию по жилищному надзору. По словам депутата Госсовета РК Ольги Виноградовой, именно председатель будет защищать интересы всего дома и не допустит, чтобы в акты были включены стоимос­ти работ, которые по факту не были оказаны.

Бывает так, что лестницы, проезды, участки дворов не убирают, а причина тому «бесхозность территории». Или вот ещё - установили детскую площадку на дворовой территории, а вокруг всё осталось, как было. За содержание всех территорий несёт ответственность администрация города.

- На территории муниципалитета не может быть территорий, которые не убирают и не обслуживаются. Руководство города может распределить обязанности между управляю­щими компаниями и коммунальными предприятиями, - рассказал Анатолий Петров. - Но за оставшиеся участки несёт ответственность именно администрация.

Кроме того, он подчеркнул, что жителей города не должно волновать, определён ли собственник такого объекта, администрация должна изыс­кать средства и возможности для её уборки и содержания. Глава АНО «ЖКХ Контроль РК» отметил, что активным гражданам нужно уведомить департамент городского хозяйства Симферополя о существую­щей проблеме и дождаться её благополучного разрешения.

Ещё и заработали

Эксперты говорят, что на общедомовом имуществе жильцы могут даже зарабатывать. По словам члена регионального штаба Общероссийского народного фронта Олега Бышука, это может происходить, например, за счёт аренды за размещение оборудования сторонних организаций или рекламных конструкций.

- В первую очередь, это аренда за размещение технических шкафов - оборудования интернет-провайдеров. Как правило, с каждого такого объекта собирается по 300-500 рублей в месяц, - сообщил он.

Для того чтобы принять решение о необходимости и размере платы, жильцы должны провести общее собрание. Если большинство голосов «за», тогда решение нужно направить в адрес поставщика услуг, заключить договор и тогда деньги будут каждый месяц поступать на лицевой счёт дома. На совете можно будет решить, на какие нужды эти деньги будут потрачены. Ещё один способ - разместить наружную рекламу на элементах МКД.

Важно

«Крымская правда» уже писала об изменении порядка оплаты взноса на капремонт. Разъясняем ещё раз на примере. Моей бабуле 82 года. Она живёт в квартире площадью 50 квадратных метров. Льгота распространяется на 33 квадратных метра. Теперь она должна будет оплатить месячный взнос полностью, а деньги за 33 квадрата вернутся ей в качестве компенсации.

Если в квартире живут два человека, которые имеют право на меру социальной поддержки, то каждый пользуется своей льготой. И ещё - все льготы на ЖКХ распространяются только на один объект недвижимости и компенсации придут только за платежи по одному адресу.

Анастасия РЫНДЫЧ.