На манеже те же
Транспорт
К остановке в центре города подъезжает маршрутка №91. Со страшным скрипом автобус останавливается у обочины, принимает новых пассажиров. Видавший виды корпус машины тут и там разъела ржавчина. Внутри - латаный-перелатаный пол, засаленные тряпочные чехлы, пахнет мазутом. Температура в автобусе такая же, как на улице - печки в машине нет. Тем не менее владелец этого монструозного авто прошёл конкурс, проведённый Симферопольской администрацией и завершившийся вчера.
Новые требования
Семь лет чиновники говорили о том, что в Симферополе маршруты общественного транспорта будут распределяться между перевозчиками на конкурсной основе. Однако транспортные компании продолжали работать по временным договорам. Именно это, по заверениям властей, мешало конкуренции и повышению качества обслуживания пассажиров. Наконец, конкурс состоялся. Новый порядок должен стимулировать обновление автобусного парка и соблюдение графиков движения.
- В принципе, маршруты и раньше распределялись на конкурсной основе, но эта процедура была не такой открытой, как сейчас, - рассказывает начальник управления транспорта и связи Симферопольской администрации Георгий Сухацкий. - Сейчас мы при формировании контрактов установили жёсткие требования федерального уровня. В частности, машины должны быть оборудованы системами ГЛОНАСС, бесконтактной оплаты проезда, видеонаблюдения. Водители должны носить форменную одежду и выглядеть опрятно. На данный момент у нас появились механизмы жёсткого воздействия на перевозчиков: того, кто не соблюдает требования, мы можем включать в реестр недобросовестных. Контракты заключены на срок до конца 2023 года. Общее число машин на муниципальных маршрутах увеличится на 20% - до 420 автобусов. И на 90% они будут новыми.
Интересно, что контракты, заключённые с победившими в конкурсе перевозчиками, не устанавливают предельный возраст подвижного состава. Городские власти объясняют это отсутствием соответствующих норм в законодательстве. Но чтобы стимулировать транспортные компании к обновлению машин в договорах были установлены требования к экологическому классу транспортных средств - «Евро-5», и к оснащению кондиционерами. Старые маршрутки этим требованиям не соответствуют, а значит, не могут использоваться для перевозки людей.
Замена с отсрочкой
Как же так вышло, что и после начала действия подписанных контрактов по улицам «бегают» допотопные «Богданы» и «Эталоны», закупленные перевозчиками ещё при Украине?
- У некоторых перевозчиков частной формы собственности возникла проблема при подготовке по договорам лизинга, - объясняет Георгий Сухацкий. - Они не могут получить транспортные средства, в связи с чем возможна задержка с выходом на маршруты новой техники. Тем не менее автобусы выигравших конкурсы перевозчиков отвечают жёстким требованиям по оснащению транспортных средств.
Кстати, некоторые компании, чтобы не обновлять транспортный парк, надеялись просто поставить в «Богданах» и других древних машинах кондиционеры. Но оказалось, что это не так дёшево, как рассчитывали маршруточники. По данным Ассоциации автомобильных перевозчиков Крыма, оснастить один автобус среднего класса кондиционером стоит около миллиона рублей, большой автобус - примерно 1,5 млн. Вряд ли стоит тратиться, если новый контракт с горадминистрацией заключён всего на два года, а новая версия договора может быть дополнена требованиями по возрасту и износу машин.
Гражданский контроль
В итоге перевозчики попросту заявили, что в новых контрактах прописаны заранее невыполнимые требования. Мол, при нынешней низкой стоимости проезда денег на новые автобусы в обозримом будущем не появится.
- Любой перевозчик, перед тем как принять решение о покупке нового автобуса, должен понимать, что данные затраты окупятся не сразу, - комментирует и. о. министра транспорта РК Николай Лукашенко. - По правилам, полезный срок эксплуатации автобусов - около десяти лет. После этого машину можно либо списать, либо провести её капитальный ремонт. Он подразумевает восстановление параметров, в том числе безопасности, хотя бы до первоначальных. Только после этого транспортное средство может дальше эксплуатироваться по маршрутам.
Правительство республики ежегодно оказывает финансовую помощь перевозчикам, в том числе частным, при покупке техники. Например, в прошлом году на частичную компенсацию стоимости новых автобусов из крымского бюджета было выделено почти 65 млн. рублей. Благодаря этому в Симферополе подвижной состав обновлён на 81%. По уверениям городских властей, постепенная замена старых машин новыми продолжится - надо ещё немного потерпеть.
Что же касается остальных требований, Георгий Сухацкий призывает граждан жаловаться в администрацию в случае несоответствия качества работы перевозчиков прописанным в новых контрактах нормам. Например, если в маршрутке не работает валидатор и вам пришлось платить наличными, если водитель нахамил или не соблюдает ПДД, если в салоне грязно и так далее. Обращаться следует в Единую диспетчерскую службу муниципалитета по номерам: 60-49-09, +79789443959 или +79180300112. От проштрафившихся перевозчиков будут требовать устранения недостатков и выставлять им неустойки.