Из плеяды необходимых и незаменимых

На 85-м году жизни скончался Виктор Мережко

2 Февраль 2022 916
Виктор Мережко на встрече со зрителями в Ялте.
Виктор Мережко на встрече со зрителями в Ялте.

Сделанного актёром, сценаристом, режиссёром, продюсером, общественным деятелем, членом Союза писателей России, одним из основателей киноакадемии «Ника» и её первым президентом, одним из организаторов фестиваля «Киношок», руководителем популярных телевизионных проектов и много чего ещё хватило бы на добрый десяток творцов. А осуществлено им одним. Человеком из плеяды необходимых и незаменимых.

Свои фильмы народный артист и лауреат Государственной премии РФ, заслуженный деятель искусств РСФСР называл полётами во сне и наяву. А фильм по его сценарию «Полёты во сне и наяву» относил к особенно дорогим его сердцу: «Не любить свои фильмы невозможно. Но есть, что называется, из ряда вон, как этот, в котором рассказываем с режиссёром Романом Балаяном о времени и о себе. В нём наши мысли, вопросы, страсти. И всё в нём - из жизни тех далёких лет. Мы во всём сошлись с режиссёром, которого мне рекомендовал Никита Михалков, на которого я писал главную роль, но он согласился снимать только с Олегом Янковским. Надо отдать должное Никите Сергеевичу - не только не обиделся, но и снялся в небольшой роли».

Фильм посмотрели шесть с половиной миллионов зрителей, он получил Государственную премию СССР и имел успех в зарубежном прокате, благосклонные отзывы критиков. Он и сейчас вызывает интерес, как, впрочем, и всё, снятое по сценариям писателя Виктора Ивановича Мережко разными режиссёрами и им самим, блестяще освоившим и эту профессию.

Свою жизнь на экране Виктор Мережко начинал сценаристом и актёром в конце шестидесятых годов прошлого века. В режиссёры, по словам большого шутника, его привела Сонька Золотая ручка - легендарная преступница-авантюристка: «У меня с этой героиней особые отношения. Наверное, потому что и сам по натуре авантюрист, только в другой области, конечно. Сонька, святая дама у воров, меня авторитетом и в воровском сообществе сделала. Один уголовный авторитет телефон мой откуда-то достал и позвонил с московской пересылки, заверив: «Не дай Бог с вами что-то случится, но если вдруг - лучшая шконка в камере обеспечена». Тьфу, тьфу, тьфу сказал я, и не воспользовался столь заманчивой перспективой».

Теперь в фильмографии актёра, сценариста, режиссёра, продюсера, Виктора Мережко без малого сто работ в кино и на телевидении.

Путь провинциала, появившегося на свет на хуторе в семье донской казачки и украинца, не был усеян розами. Рассказывал, что с детства хотел быть артистом, но пришлось пройти «жизненные университеты» - поработать и лесорубом, и грузчиком, поучиться в полиграфическом институте. Но был уверен, что непременно состоится в той профессии, о которой мечтал. Со свойственным ему юмором признался: «Пареньком я был нахальным - и отправился не куда-нибудь, а во ВГИК. На сценарное отделение, потому как пописывал, и даже публиковался. Приняли. Я понимал, что надо самому пробиваться «в люди». Стал на всякие киношные тусовки ходить. На одной из них, накануне Нового года, пристроился к группе, в которой были великие Григорий Чухрай, Сергей Бондарчук, Сергей Герасимов, Геннадий Шпаликов. Они разговаривают о чём-то, смеются. Кто-то из них обратил на меня внимание: «Тебе, парень, чего?».

Я громогласно: «С Новым годом, мужики! Запомните фамилию - Мережко, потому что стану я таким же знаменитым, как вы». Навеселе чего не скажешь. Герасимов за локоть взял, в сторонку отвёл и тихо так, ласково напутствовал: «Иди отсюда». Вот с тех пор и иду. Но не в сторону, а по их стопам».

После такого увлекательного рассказа возник у меня вопрос: «Судя по всему, фамилию хорошо запомнил Григорий Чухрай, раз именно с вами поделился задумкой нового фильма, и пригласивший в сценаристы?». Ответ был, как обычно, в подробностях: «Для меня полной неожиданностью был звонок великого режиссёра, прогремевшего на весь мир «Балладой о солдате», «Чистым небом», «Сорок первым».

У меня тогда всего-то три картины было. А тут сам Чухрай заказывает сценарий про женщину, которая прячет сына во время войны от призыва в армию, Нонну Мордюкову. Для той поры сюжет предложил совсем нетипичный.

О крестьянке Матрёне, у которой на фронте муж погиб, старший сын пропал без вести, и она, решив любой ценой сохранить младшего сына, укрывает его от призыва в армию на чердаке дома, делая его дезертиром. Картину долго не принимали, нас с Григорием Наумовичем обвиняли в том, что порочим честь советских воинов, на войне погибших. Год наша с ним «Трясина» пролежала на полке, потом всё же в 1978 году фильм вышел в прокат. Правда жизни пробивается непросто на экран».

На этой картине Мережко не только познакомился, но и подружился с Нонной Мордюковой, которая после тяжёлой роли попросила его написать для неё что-нибудь комедийное. Заказ выполнил, сценарий с названием «Была не была» ей отправил. А в ответ: «Ты хоть понимаешь, что написал?! Я такая счастливая! Снимать будет лучший режиссёр - Никита».

- Я подпрыгнул от счастья, - признался Виктор Иванович. - Смутило только имя Михалкова, с которым я тогда ещё не был знаком. А он же уже взлетел, кинематографическая звезда! «Не боись», - сказала Нонна Викторовна, и отдала Никите Сергеевичу сценарий. Он через два дня позвонил: «Буду снимать». Второй раз подпрыгнуть пришлось. И родилась наша «на троих» «Родня», которая мне и славу, и уверенность принесла, потому что понял: вхожу в обойму лучших сценаристов страны.

Но это не мешало Мережко и театр покорять. Потому что смолоду мечтал о сцене.

И пошли кино и театр рядышком. Первая пьеса была поставлена в Моссовете - «Мужчины по выходным». Вторая - «Прости» - обошла все театры Советского Союза под названием «Ночные забавы». Потом и фильм такой был снят со звёздным составом: Евгений Евстигнеев, Валентин Гафт, Ирина Алфёрова, Альберт Филозов.

Обещание стать знаменитым Виктор Мережко выполнил сполна. Со сценаристом охотно работали именитые режиссёры, среди которых Андрон Кончаловский. Первая совместная картина снималась во Франции - «Возлюбленные Марии». А потом выполнил просьбу режиссёра написать продолжение фильма о деревенской жизни «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», за который Кончаловский получил «Нику» и Госпремию. И родилась у них «Курочка Ряба».

У этого фильма, как и у предыдущего, полежавшего на полке, была репутация «антирусского». С чем сценарист категорически не согласился: «Какое время, такие фильмы, а время было ельцинское, будь оно неладно. Я люблю свой народ, и никогда не позволю себе его порочить. «Курочка Ряба» - фильм не антирусский, а поучительный и правдивый. О том, как чистую, неискушённую, нежную Асю превратили в сварливую «партийку», бабу в очках, с папиросой в зубах, слюняво пересчитывающую деньги. Как же противоестественно шло развитие общества, если славная девчушка превратилась в чудовище!».

На вопрос, как приходят сюжеты будущих сценариев, отвечал честно: по наитию и из наблюдений за жизнью. Иногда и в подробности вдавался: «Как-то увидел на столбе листочек с объявлением: «Одинокая женщина желает познакомиться», включил фантазию, и получился фильм с прекрасным дуэтом - Ирина Купченко и Александр Збруев. Слушаю теперь их диалоги и удивляюсь: неужто я написал? У меня вообще часто этот вопрос возникает, когда пересматриваю фильмы».

Делясь планами в последнюю нашу встречу в Ялте на кинофестивале «Евразийский мост», где он президентствовал, Виктор Иванович рассказал о начале съёмок многосерийной мелодрамы по его книге «Входя в дом, оглянись» и 28-серийном телефильме с рабочим названием «Сталин и его окружение». Подробностей не разглашал, сказал только, что это будет «потрясающей силы детектив». «Чтобы фильм был исторически достоверным, работал в архивах, изучал интереснейший материал, равного которому ещё не держал в руках, пожалуй, никогда. Картина будет масштабной, около 200 персонажей, без массовки, только полноценные роли».

Сообщения о начале съёмок исторического детектива о вожде были, но картину сценаристу увидеть не суждено.

А мелодрама вышла.

Он был оптимистом, оставил нам позитивные фильмы с простыми героями, которых любил сам и полюбили мы. Жил весело, и советовал всем: «Не унывайте и радуйтесь!».