Крепкое будет дорого

Актуально

1 Февраль 2022 825
Из-за подорожания крепкого алкоголя потребители будут отдавать предпочтение более «лёгким» напиткам: вину и пиву. Фото: Анны Кадниковой
Из-за подорожания крепкого алкоголя потребители будут отдавать предпочтение более «лёгким» напиткам: вину и пиву. Фото: Анны Кадниковой

Минфин России в третий раз за последние два года повысил минимальные розничные цены на крепкий алкоголь. Самая дешёвая водка и коньяк в среднем подорожали на 7,5%. Опыт показывает: если растут минимальные цены, скоро вслед за ними последуют и все остальные. Эксперты предупреждают, что по темпам роста стоимость крепкого горячительного может опередить инф­ляцию. Поможет ли это в борьбе с алкоголизмом в стране или лишь подстегнёт любителей спиртного перейти на фальсификат и дешёвые суррогаты?

- Министерством финансов РФ издан приказ о повышении минимальных цен розничной продажи и закупок алкоголя крепостью выше 28% за 0,5 литра готовой продукции, - сообщают в пресс-службе Министерства промышленной политики РК. - Согласно документу минимальная цена на водку в розничной продаже с 6 февраля будет увеличена с 243 до 261 рубля за 0,5 литра, на коньяк - с 446 до 480 рублей, на бренди - с 324 до 348 рублей.

Минимальные цены устанавливаются с учётом затрат на сырьё и производство, акцизов и инфляции. Сейчас наблюдается подорожание практически всех компонентов для выпуска алкоголя в среднем на 20-25%. В частности, ставки акцизов на крепкую алкогольную продукцию, которые ежегодно индексируются на уровень прогнозируемой инфляции, с 1 января выросли на 4% и составили 589 рублей за литр безводного этилового спирта в подакцизном товаре.

В Минпромполитики напоминают, что с помощью пересмотра и индексации минимальных розничных цен на алкогольную продукцию государство борется с «теневым» производством.

С 2009 года они устанавливаются на водку. С 2011 года введены минимальные цены на коньяк, а с 2016-го - на шампанское.

Производители заявляют, что понимают нынешнее положение с доходами потребителей и учитывают понижение спроса на продукцию, как только она повышается в цене. Тем не менее введённые властями новые минимальные розничные цены соответствуют тем затратам, которые несут изготовители алкогольной продукции.

- Рост розничных цен на крепкий алкоголь в этом году, в числе прочего, будет обусловлен инфляцией, - рассказывает представитель крымской сети магазинов алкогольной продукции Илья Голов. - За прошлый год сильно подорожали упаковочные материалы, растут тарифы на логистику. Заметно выросла стоимость сырья. Виноград по итогам прошлого года подорожал на 10%, пшеница - на 50%, спирт - на 25%, сахар, отдушки, фильтры - на 75-100%. Стоимость деревянных палет, в которых поставляется продукция, увеличилась на 200%. С учётом всего этого, можно ожидать подорожания одной бутылки водки на полке магазина на 15-20 рублей, а коньяка - на 15-20%. Могу сказать, что производители и поставщики уже с середины января пересматривают цены на весь ассортимент напитков.

Однако несмотря на повышение цен, крымчане не теряют интереса к крепкому алкоголю. Продажи водки в прошлом году практически сохранились на прежнем уровне (снижение сос­тавило всего 0,9%), а коньяка жители полуострова выпили почти на 5% больше. Тем не менее аналитики считают, что падение спроса на водку - долгосрочная перспектива: доля домохозяйств в регионе, покупающих этот напиток, неизменно снижалась с 2016 года. Кроме того, основная задача установки минимальных розничных цен на крепкий алкоголь - борьба с «серым» рынком спиртного - явно выполняется. Согласно оценке Московской школы управления «Сколково» ещё лет восемь-десять назад объём «левых» напитков на оте­чественном алкогольном рынке оценивался в 60-70%. Сегодня он снизился до 30-40% в сегменте сорокаградусного алкоголя, до 4-7% - в пивоваренном сегменте и 0,5% - в виноделии. При этом, по данным Министерства здравоохранения РФ, потребление алкоголя в России с 2010 года сократилось на 32%, а смертность от отравления спиртным - на 60%.

- Минфин регулярно повышает стоимость алкоголя в розничной продаже. Это политика, которая имеет две основные цели, - комментирует кандидат экономических наук Людмила Терлецкая. - Во-первых, рост цен на алкоголь приводит к сокращению его потребления и оздоровлению населения региона. Во-вторых, таким образом повышаются налоговые сборы в бюджет. Спиртное во все времена и практически во всех государствах служило неизменным и стабильным источником наполнения казны. Все сухие законы в истории были в итоге отменены, а контроль за производством и реализацией спиртного почти везде в руках государства. Именно поэтому предложение увеличить минимальные розничные цены исходило не от Роспотребнадзора или Минздрава, а от Минфина.

Между тем часть экспертов выражает опасение, что увеличение стоимости крепкого алкоголя спровоцирует рост нелегального оборота спиртного и сведёт на нет все успехи государственной кампании по деалкоголизации населения. Однако большинство специалистов убеждено, что основная часть покупателей спиртных напитков составляет так называемую «пограничную» категорию. У них нет патологической зависимости от алкоголя, а значит, на его подорожание они отреагируют либо отказом от спиртного, либо сокращением его потребления. Из тех, кто давно привык к употреблению горячительного, лишь некоторая часть перейдёт на фальсификат и суррогаты, а у остальных прио­ритеты в потреблении сместятся в сегмент более дешёвой продукции. В первую очередь пива.

Елена ЮМАНОВА.