«Золотая» чернота по-крымски

22 Декабрь 2021 1506

По статистике, 3% россиян мечтают получить к празднику какую-нибудь ювелирную штучку, желательно из золота. Неискушённые согласны на обычное жёлтое, эстетам подавай белое - сплав с серебром и палладием, а оригиналам - чёрное - к примеру, сплав золота, кобальта и хрома. Последнее дорогое (хотя и иные варианты «добычи» чёрного не из дешёвых и лёгких), прежде всего, за счёт сложности обработки. Ещё «чёрным золотом» в стране принято называть нефть - этакий перифраз (непрямое описательное обозначение объекта на основе признака) того, что кормит Россию много десятилетий. У нас в Крыму и ювелирное чёрное золото у богачей, наверняка, имеется; и нефть у полуострова есть, причём не только на Черноморском шельфе, но и на суше. И добывали её ещё в античности: 82 года назад на раскопках древнего городища под Керчью советские археологи нашли амфору IV века, наполненную «чёрным золотом», а этнограф Василий Христофорович Кондараки в «Универсальном описании Крыма» 1875 года рассказывал о месторождении нефти под Севастополем. Впрочем, истинно чёрное «золото» Крыма это разновидность каменного угля древнейшего происхождения.

Так выглядели Бешуйские копи до войны. Фото из открытых источников.

С гагатом - не лгать!

О нём тоже писал Василий Кондараки, рассказывая, что уголь на полуострове, прямо на поверхности, можно встретить у деревни Теренаира (ныне не существующее Глубокое в Симферопольском районе), а ещё полуостровной угольный бассейн в нынешнем Бахчисарайском районе. За сто лет до этнографа о крымском угле сообщал и учёный Пётр Симон Паллас, а в 1882-м исследователь Павел Давыдов обнаружил значительные залежи топлива на северной стороне горы Бешуй в Подгорне-Петровском регионе (ныне Бахчисарайский район). Считается, что месторождению более 100 миллионов лет, а раньше в этих местах было море. Но весь крымский уголь именовать чёрным «золотом» нельзя - он очень долго разгорался, тепла давал мало, зато копоти и золы - с избытком. А вот находимый рядом гагат, та самая разновидность, был в цене всегда. Преподаватель геофака Симферопольского университета имени Михаила Васильевича Фрунзе, кандидат геолого-минералогических наук Владимир Андреевич Супрычёв описывал гагат - «чёрный или коричневато-чёрный ископаемый уголь с раковитым изломом, образовавшийся за счёт углефикации деревьев (преимущественно хвойных) в восстановительной анаэробной (бескислородной) среде; вязкий, плотный, хорошо принимает полировку, в Крыму используется для изготовления украшений, начиная с палеолита».

Осколки гагата или изделия из него - не редкость в находках археологов - издревле камень, благодаря исходящему теплу и отражающей поверхности, считался магическим, талисманом. Если уж совсем по науке, то и не камень вовсе, а органика, окаменевшая смола, сродни той, которой гордятся на Рижском взморье, - потому в народе гагат именуют не только чёрным «золотом», но и чёрным «янтарём». Кстати, наш Бахчисарайский район - не единственный в стране, где встречается гагат, есть он и на Кавказе, на Сахалине, Камчатке, в Сибири, да и в иных странах, где добывают уголь, попадается. И ценится: из него делают украшения (прекрасно поддаётся самой тонкой резьбе и обработке), поделки, шкатулки; его порошок раньше использовали вместо теней для наведения красоты. А ещё считается, что гагат может защитить от зла, сделать незаметным, избавить от тревоги и добавить отваги, поможет своему владельцу распознать ложь собеседника, избавить от головной боли и плохого настроения. Крымский гагат всегда считался первосортным, ещё в 1894-м это отмечали на Всемирной выставке. Не знаем, известно ли было об этом Петру Николаевичу Врангелю, но оказавшись в Гражданскую войну на полуострове он, горный инженер по образованию, приказал начать разработки у горы Бешуй. Официально, каменного угля для нужд Белой гвардии: даже узкоколейку железной дороги к шахте, Бешуйским копям решено было проложить от станции Сюрень. Неофициально - добывали крымский гагат.

Бешуйские копи

Крымский уголь, как мы уже выясняли, не может по качеству сравниться, к примеру, с Донбасским и Кузбасским, тепла от него мало, а мороки - полно. Но работы у горы Бешуй не останавливались, не мешала даже война: вырыв и укрепив шурфы и тоннели, рабочие поднимали чёрные осколки и укладывали в ящики. Как рассказывает краевед Иван Коваленко, они хранились тут же в сарае, но «серьёзно охранялись - офицерами, которыми руководил человек из окружения всесильного генерала Кутепова (Александр Павлович в Крыму командовал 1-м Добровольческим корпусом, был военным комендантом Севастополя. - Ред.). По плану Врангеля, на 22 августа 1920-го была запланирована отправка огромного количества закрытых ящиков с крымским углём по узкоколейке в Севастополь и дальше по морю в Румынию. Но в ночь отправки на посёлок шахтёров из леса выскочили десятки вооружённых людей, перебивших охрану, взломавших кассу, взорвавших рельсы и подложивших взрывчатку под ящики с углём. Рабочих не тронули, заперев в бараках. Ответственность за налёт взял Алексей Васильевич Мокроусов (будущий руководитель партизанского движения в оккупированном фашистами Крыму. - Ред.). Почему так важно было пресечь отправку груза, контролируемую лично командующим Белой армией в Крыму? В ящиках было чёрное «золото», которое Врангель договорился обменять на жёлтое и оружие. В ящиках был крымский гагат, ценность которого, крупного и очень чёрного (чем цвет гуще - тем дороже), в Европе хорошо знали. К примеру, «известно, что в 1886-м предлагалось в Крыму местным жителям «приготовлять разные поделки из гагата, ибо за границей на гагат большое требование - предлагают 26 рублей за пуд» (к слову, тогда за пуд - 16,4 килограмма - отборной телятины просили всего 9 рублей).

В ноябре 1920-го история Белого движения в Крыму закончилась - Красная Армия овладела полуостровом. Но идею Бешуйских копей не забыли и большевики: уже в декабре 1920-го началось восстановление узкоколейки и работы по восстановлению шахты. Вначале добывали именно уголь - на полуострове были большие проблемы с топливом, и хотя признавали его плохое качество, всё равно за восемь месяцев 1921-го добыли 155 тысяч пудов, направленных в разные регионы Крыма. Наша газета, тогда «Красный Крым», писала в марте 1921-го, что «в начале месяца на Бешуйских копях работало 224 человека - 26 забойщиков, 61 подземный рабочий, 137 - поверхностных. Число рабочих увеличивается почти ежедневно и параллельно с этим увеличивается и количество добываемого угля». А сами рабочие писали коллегам Донбасса: «Дорогие товарищи, шахтёры Донбасса. Мы, шахтёры крымских Бешуйских копей, через крымский перешеек, залитый кровью героической Красной Армии, протягиваем вам свою покрытую угольной пылью, чёрную руку. Над свежими могилами наших братьев мы должны дать друг другу твёрдую клятву, что напряжём все силы к увеличению добычи угля. Победа над разрухой зависит от нас. Пусть шире и выше растёт холм чёрного золота. На вершине его мы водрузим красное знамя».

Правда, голод, накрывший сто лет назад полуостров, не позволил развернуться. В июле 1922-го газета сообщила, что на «Бешкопях особых изменений не происходит. Работы тянутся вяло, штат - всего лишь 29 человек. Добыто в июне 7021 пуд (раньше было от 20 тысяч. - Ред.) угля, вывезено - 46572 пуда. Сильно мешали работам дожди, которые увеличили приток воды в шахту, во многих местах по дорогам и у шахт произошли оползни». Впрочем, собраться смогли: уже в 1929-м газета сообщила, что «крымский уголь идёт хороший - на Одессу и Кубань». И шахтёрский посёлок, как и планировалось, обустроился, расцвёл. Шахты (Чаир - «сад») - он стал первым из десятков сожженных фашистами в Великую Отечественную за помощь партизанам - 19 человек были убиты сразу в посёлке 4 февраля 1942-го, в том числе Любовь Мартышевская с грудным малышом, два тяжелораненых красноармейца, трёхлетний Витя Захаров и его дедушка… Остальных угнали в Бахчисарай и казнили там…

Но эта трагедия чуть позже, а тогда, в начале тридцатых прошлого века, возродив добычу угля, возрождена была и добыча гагата - правда, считается, что договориться об экспорте не удалось, зато в местных магазинах появились поделки из чёрного «золота». После Великой Отечественной Бешуйские копи возродили вновь, 7 тонн угля добыли в победном 1945-м, о количестве гагата - неизвестно. А через 4 года шахту всё же закрыли - «из-за нерентабельности». Посёлок официально исключён из списка населённых пунктов в 1987-м, хотя расселять его начали десятилетием раньше - водохранилище строили неподалёку. Теперь Бешуйские копи, со взорванными штольнями, - территория заповедника. Крым надёжно хранит своё чёрное «золото».

Наталья БОЯРИНЦЕВА.