Всё - на плечи покупателя

21 Декабрь 2021 803
Прилавки ломятся от продуктов, а покупателей почти нет - цены кусаются. Фото: Анны Кадниковой
Прилавки ломятся от продуктов, а покупателей почти нет - цены кусаются. Фото: Анны Кадниковой

С начала этого года в Крыму ощутимо подорожали все продукты, но наиболее драматичный рост стоимос­ти продемонстрировал картофель, цена которого увеличилась на 50%. Причина - неурожай, случившийся в этом году. Причём не только в Крыму и в России, но во всём мире. Даже арабские страны - производители самого дешёвого картофеля - в этом году его почти не экспортировали.

При этом на крымском рынке представлена, в основном, привозная картошка российского производства - из Брянска, Курска и Кирова. Везти картофель из этих регио­нов даже с учётом затрат на логистику получается выгоднее, чем выращивать на полуострове, говорят продавцы. Конечно, крымский вкуснее, но с учётом соотношения уровня цен и уровня доходов населения, большинство потребителей сегодня при выборе продуктов ориентируется не на качество, а на доступную стоимость.

- Ценовую ситуацию формирует рынок. Не только в России, но и во всём мире идёт восстановление производства и дефицит большинства продуктов, поэтому сложно ожидать, что товары в Крыму подешевеют, когда в мировой экономике цены продолжают расти, - констатирует министр промышленной политики РК Александр Трянов. - Тем не менее мы регулярно анализируем ситуацию на рынке. Более того, провели работу с производителями молочной продукции и крупными производителями овощей. Меморандум о незавышении цен заключён не только с самими предприятиями, но и с дистрибьюторами, которые занимаются поставкой их продукции в розницу. В этом звене действительно сущест­вовали некоторые перегибы с точки зрения формирования цены. Например, наценка у дистрибьютора в 30% - это слишком много. Мы снизили её в два раза.

Теперь планируется заключение меморандума с несетевой розницей о том, чтобы наценка на социально значимые продукты не превышала 5%. Все крупные сети, работающие в Крыму, таким соглашением уже охвачены. Кроме того, за ценообразованием в супермаркетах пристально следит Федеральная антимонопольная служба.

А вот мелкая розница часто позволяет себе устанавливать несправедливые цены. При этом их работа не контролируется ФАС с учётом малого товарооборота. В итоге наценка в «магазинах у дома», по данным мониторинга крымского Минпрома, может достигать 40-50%. В сетевых супермаркетах такое невозможно - подобное рвачество быстро пресекается с помощью штрафов.

- В несетевой торговле продавец устанавливает ту цену, которую готов платить покупатель. Если люди берут в «магазинах у дома» продукты по стоимости, чуть не в два раза выше среднерыночной, естественно, что владелец этой торговой точки не станет её снижать, - комментирует экономист Михаил Слаповский. - Диктовать цены предпринимателям в условиях рыночной экономики крымское правительство не имеет права. Даже на социально значимые товары. Государственное регулирование возможно только со стороны федерального центра, причём не точечное, а на территории всей страны.

В целом торговля отмечает существенное снижение покупательского спроса. В том числе на продукты. Однако, по данным Минпрома, на уровень цен падение покупательской активности пока никак не повлияло. Власти связывают это с множеством факторов. В частности, с сокращением производства из-за пандемии коронавируса, ценовой инфляцией в стране, а также определёнными логис­тическими сложностями - всё это увеличивает себестоимость продуктов.

- Она складывается из многих составляющих, - объясняет Александр Трянов. - Например, с начала года в два раза подорожал металл. Существенно выросли в цене топливо и энергоносители. Всё это и многое другое используется для производства конечного продукта, а значит, закладывается в его цену. В то же время, есть перекосы на местах. Грубо говоря, если металл подорожал в два раза, это не значит, что и стоимость картофеля должна удвоиться. Но так устроен наш рынок: производители хотят сразу все свои издержки перекрыть с лихвой за счёт конечного потребителя.

По мнению главы Минпрома, ожидать существенного снижения стоимости продуктов, да и других товаров, в ближайшее время вряд ли стоит. Между тем приближение новогодних праздников запустило очередной виток ценового роста. По данным Федеральной службы государственной статистики по РК и Севастополю, только за прош­лую неделю белокочанная капуста подорожала на 6,8%, свежие огурцы - на 4,35%, морковь - на 3,02%, репчатый лук - на 2,47%. Правда, специа­листы Крымстата отмечают и снижение цен на некоторые категории товаров. Так, куры охлаждённые и замороженные за прошлую неделю подешевели на 1,39%, свинина - на 0,51%, варёная колбаса - на 0,33%. Конечно, если сопоставлять темпы роста и снижения цен, получается, что они движутся в духе «шаг назад - два вперёд».

Как уже упоминалось, ценообразование зависит и от торговой площадки. Например, за прошлую неделю цены на помидоры на рынках крымской столицы выросли в два раза. Другие овощи и фрукты тоже подорожали, хоть и не столь радикально. Подешевели пока только мандарины - цена на них с начала месяца упала на 15 рублей. При этом в супермаркетах отмечается снижение цены на картофель - в некоторых торговых сетях за него сейчас просят 44 рубля. Цены на остальные овощи и фрукты с начала месяца держатся примерно на одном уровне. А майонез, охлаждённое куриное мясо и крабовые палочки даже подешевели.

Елена ЮМАНОВА.