Добро пожаловать в Италию

7 Декабрь 2021 779
Сцена из спектакля. Фото Надежды Бондарчук.
Сцена из спектакля. Фото Надежды Бондарчук.

Искромётная комедия венецианского драматурга Карло Гольдони «Трактирщица», написанная в 1753 году, не сходит с подмостков театров разных стран. И всегда становится лёгким феерическим праздником, который дарит зрителям радостное настрое­ние. И неважно, что дейст­вие происходит в солнечной Италии 300-летней давности, где дамы были прекрасными, кавалеры страстными и галантными, а все вокруг говорили только о любви. История очаровательной лукавой хозяйки гостиницы продолжает веселить и трогать.

Изящная интрига покорения каменного сердца ярого женоненавистника вдохновила художественного руководителя Крымского ТЮЗа Анд­рея Пермякова, и он решил придать новые интонации сценическому повествованию о прелестной трактирщице Мирандолине, обладательнице таких достоинств, которые вызывают желание жениться на небогатой и незнатной женщине и у капризного Маркиза, и у богатого Графа, и у верного слуги.

 В атмосферу итальянского театра пришедшие на премьеру погрузились уже в фойе, где их встретили лакеи гостиницы Мирандолины под звуки музыки в исполнении струнного квартета Евпаторийской школы искусств. Каждый зритель получил ключи, на которых вместо бирок с номерами комнат были прикреплены предсказания хозяйки.

- Режиссёр Андрей Пермяков любит устраивать «нулевые акты» - неожиданное начало сценического действа, - отмечает руководитель литературно-драматургической части Елена Платонова. - На этот раз после третьего звонка зрители оказались в театральной гримёрке. Артисты «разминали текст», гримировались и перевоплощались прямо перед ними. Стирая грань между действительностью и игрой, режиссёр использовал приём «театр в театре». Такое решение добавило сюжету не только своеобразной условности, как бы напоминая, что «весь мир - театр и все мы в нём актёры», но и сделало зрителя соучастником всего происходящего. «Перемещаясь» из гримёрки в трактир XVIII века и обратно, перестаёшь воспринимать героев комедии как просто литературных персонажей, а театральность и наигранность лишь масками, за которыми прячутся настоя­щие, живые, чувствующие и переживающие люди, способные на любовь, ненависть, зависть или хвастовство.

Сюрприз ждал и самих актёров. До последнего они не знали, кто из состава будет играть хозяйку гостиницы Мирандолину. В программке значатся две фамилии. Акт­рису Марину Щетинину гримировали отдельно. И её появление стало сюрпризом для партнёров по сцене. Как считает режиссёр-постановщик, избыточная театральность и правда жизни внутри театра, искренность и наигранность, история и современность - те контрасты, которые работают на обострение чувств, на переосмысление старинного сюжета, на поиск соответст­вия героев прошлого дню нынешнему.

Яркая сценография и стилизованные костюмы, созданные художником Сергеем Пермяковым, внесли свои краски в театральное полотно, став его неотъемлемой частью. Мобильные элементы декораций превращаются то в двери гостиничных комнат, то в зеркала гримёрки. Изящные столики в стиле барокко, венецианский портал, исторические парики и забелённые лица главных героев перемешиваются с предметами современного мира: электрогитарой, электрочайником и неоновой вывеской.

- Такое сценографическое решение вместе со световым и звуковым оформлением словно прочный каркас держит всю конструкцию спектакля и помогает воплотить режиссёрский замысел, - считает Андрей Пермяков. - Мы полностью отказались от «одежды сцены» - спектакль играется без кулис, занавеса и задника. В финале артисты возвращаются в гримёрку и обретают свои лица. Такая закольцованность сюжета усиливает ощущение реальности происходящего.

Людмила МИЛИНА.