Сдал куртку, вернули тряпку

3 Декабрь 2021 352
С момента принятия вещи химчистка несёт ответственность за её сохранность. Фото Анны Кадниковой.
С момента принятия вещи химчистка несёт ответственность за её сохранность. Фото Анны Кадниковой.

В средней полосе России (не говоря уже о северных регио­нах) люди давно утеплились. Крымчане же только сейчас начали доставать из шкафов свои пуховики. И многие с огорчением отметили, что зимняя одежда нуждается в химчистке. Увы, результат её не всегда радует глаз. Иногда агрессивные химические средства портят вещи и тогда у вас есть два пути: смириться и купить новую куртку или бороться и заставить химчистку заплатить за халтуру. Для тех, кто решил отстаивать свои права, в Роспотребнадзоре дали несколько полезных советов.

Право на информацию

О том, как химчистка относится к своим клиентам и к их вещам, можно судить ещё до приёмки. Предприятие должно дать вам максимум информации, для того чтобы вы могли принять взвешенное решение. По  закону, химчистка обязана  до заключения договора в наглядной и доступной форме довести до вашего сведения необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах.

Вы должны увидеть перечень оказываемых услуг, стандарты и обязательные требования к их исполнению, сроки выполнения работ, цены на оказываемые услуги и сведения о порядке и форме оплаты.

Вся эта информация должна находиться в удобном для обозрения потребителя месте на русском языке.

Ответственная приёмка

В момент приёмки вещи на химчистку сотрудник должен определить вид обработки в соответствии с символами по уходу на маркировочной ленте изделия. Если ленты нет, то способ обработки определяется по согласованию с вами.

При необходимости исполнитель обязан спороть фурнитуру, которая может быть повреждена в процессе чистки, пришить к изделию съёмные детали.

В момент сдачи вещи в химчистку следует внимательно изучить содержание оформленной квитанции, прежде чем её подписать и оставить вещь.

Если в квитанции приёмщица указала, что краситель на дублёнке нестойкий и вещь после химчистки может полинять, то, подписываясь под этим, вы освобождаете химчистку от ответственности за повреждение вещи. Однако, если предупредили только о возможном сходе красителя, а вернули вещь в дырках, то за это химчистка несёт полную ответственность.

Нередки случаи, когда при повреждении вещи, химчистка ссылается на то, что сотрудник химчистки не мог обнаружить её «особые свойства», то есть дефекты вещи, которые привели к повреждению, были скрытыми. Действительно, согласно п. 3 ст. 35 Закона о защите прав потребителей исполнитель освобождается от ответственности, если особые свойства (дефекты) вещи не могли быть обнаружены при надлежащей приёмке этой вещи на химчистку.

Однако, если приёмщица в момент приёмки вещи не выполнила предписанных ей проверочных мероприятий (проба на стойкость красителя и т. д.), то такая приёмка не может считаться надлежащей.

Приёмка вещи на химчистку также сопровождается оценкой процента её износа. Если потребитель не согласен с указанной оценкой, то он вправе настаивать на объективной оценке вещи.

С момента принятия вещи химчистка несёт ответственность за её сохранность.

Если есть претензии

При получении изделия из химчистки вы обязаны проверить сохранность исходной  формы, целостность, размеры, цвет, рисунок, рельефность. Если вы нашли какие-то повреждения, необходимо сос­тавить двусторонний акт с указанием всех обнаруженных дефектов. Если химчистка от составления акта отказывается, то вещь забирать не стоит. Вмес­то этого составьте письменную претензию с описанием сос­тояния вещи в момент сдачи в химчистку, указанием обнаруженных дефектов выполненных работ, и заявить соответствую­щие требования. Вручить её необходимо в двух экземплярах лично специалисту химчистки, получив на своём экземпляре отметку о принятии (печать, подпись, дата). Если претензию отказываются принять, пошлите её  по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

В претензии вы можете потребовать от химчистки безвозмездно устранить недостатки или полностью возместить убытки.

Если химчистка не согласна с претензиями или отказывается признавать свою вину за порчу вещи, то вы вправе настаивать на проведении исполнителем независимой экспертизы.

Если руководство химчистки откажется в досудебном порядке удовлетворить ваши требования, то за защитой своих прав придётся обращаться в суд.

Важно

В случае полной или частичной утраты (повреждения) вещи, принятой от потребителя на химчистку, исполнитель обязан в трёхдневный срок заменить её однородной вещью аналогичного качества и по желанию потребителя изготовить изделие из однородного материала в разумный срок. При отсутст­вии однородного материала (вещи) аналогичного качест­ва, химчистка должна возместить потребителю двукратную цену утраченной (повреждённой) вещи, а также расходы, понесённые потребителем (ст. 35 Закона о защите прав потребителей).

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.