Сегодня, в 4 часа утра
Для большинства городов, сёл, деревень Советского Союза это было обычное воскресное утро, полное планов и устремлений. Полное жизни. Мир был ярким, многоцветным, звонким, живым, светлым… Большинство советских людей ещё не знало, что где-то, в их стране, уже звучали разрывы и выстрелы, оборвалась чья-то жизнь… Не знали, что мира уже нет - война! И всё стало чёрно-белым, тревожным, тяжёлым, страшным. А впереди - трудный путь к Победе, 1418 дней и ночей, и почти 30 миллионов не узнают: страна прошла его… Как не узнали, что началась война, первые погибшие в ней: мирные жители городов, подвергшихся на рассвете фашистской бомбардировке; и пограничники 1-й заставы 23-летнего Александра Сивачёва, 12 часов сдерживавшие врага; и находившиеся в Брестской крепости, накрытой шквалом артиллерии; и экипаж (имена, увы, неизвестны) транспорта «Рухно», подорвавшегося на мине противника, сброшенной у Петергофа…
Лишь в полдень, в 12.15, из репродукторов прозвучало жуткое: «Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбёжке со своих самолётов наши города - Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие, причём убито и ранено более 200 человек. <> Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим зазнавшимся врагом. <> Правительство Советского Союза выражает твёрдую уверенность в том, что всё население нашей страны отнесётся с должным сознанием к своим обязанностям. Весь наш народ теперь должен быть сплочён и един, как никогда. <> Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!». Что ощущали люди, слушая эти слова наркома иностранных дел Вячеслава Молотова, смогли ли сразу поверить в повторенное диктором Юрием Левитаном - «Победа будет за нами!».
Наверное, всё же смогли, ведь с этой верой и шли тогда на призывные пункты, в военкоматы, кто-то через дни, получив повестку, кто-то, как комсомолец симферополец Валентин Душко, сразу с заявлением «прошу направить добровольцем». Великая Отечественная война. За Отечество. Ради будущего.
И было новое обращение к советскому народу, уже главы правительства, руководителя Государственного комитета обороны Иосифа Сталина -
3 июля 1941-го. Неслыханные до того из уст лидеров Советского государства слова: «Братья и сёстры! К вам обращаюсь я, друзья мои!». «Вероломное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня, продолжается. <> Враг жесток и неумолим. Он ставит своей целью захват наших земель, разрушение национальной культуры и национальной государственности народов Советского Союза, их онемечивание, превращение в рабов. <> Дело идёт, таким образом, о жизни и смерти народов СССР. <> Нужно, чтобы советские люди поняли это, мобилизовали себя и перестроили свою работу на новый, военный, лад, всё подчинив интересам фронта и задачам организации разгрома врага».
Поистине, прав фронтовой корреспондент, поэт Вадим Шефнер: «Словом можно убить, словом можно спасти,/Словом можно полки за собой повести». Выбранные слова, тон ещё больше смогли сплотить народ. «Именно та речь, начавшаяся словами «Братья и сёстры!», в сорок первом вызвала невиданный энтузиазм у людей самых разных возрастов. Они пошли на призывные пункты добровольцами. Вера в слово - огромная вера, если произносит его авторитетный человек», - это много позже сказал иной поэт, тоже фронтовой корреспондент Сергей Михалков. Страна, растерянная внезапностью (ведь есть же договор о ненападении!) вторжения, придавленная скоростью продвижения врага (за первые недели на южном направлении до 350 километров, на северном - до 450, на центральном - до 600 километров), всё же смогла тогда собраться. И народное ополчение формировалось, как ещё в первую Отечественную, 1812-го, и труд в тылу переводился на «всё для фронта», и всё новые добровольцы шли в военкоматы. Советский Союз доказал, что готов выдержать навязанный бой, дать отпор, выстоять. Победить! Жаль, что многие так и не узнали о той Победе, себя отдав во имя неё. Не забудь, мир спасённый!