Авто с поддержкой

Почему крымчане остались без льготных кредитов?

28 Май 2021 639
Новых машин на продажу в Крыму почти нет, так что автолюбители довольствуются покупкой подержанных.
Новых машин на продажу в Крыму почти нет, так что автолюбители довольствуются покупкой подержанных. Фото Александра КАДНИКОВА.

Более 18% от общего числа проданных в России новых автомобилей были куплены по программам льготного кредитования. По мнению участников рынка, правительственная программа позволила российскому автопрому пройти кризисный 2020 год с минимальными потерями. В Крыму в прошлом году доля автокредитов с государственной поддержкой составила 63%. А в этом наш регион неожиданно выпал из программы льготного автокредитования.

Популярное предложение

Государственные программы «Первый» и «Семейный автомобиль» дают возможность купить новое авто российской сборки на сумму до 1,5 млн. рублей. В них могут принять участие граждане, которые прежде не владели автомобилем, семьи с детьми не старше 18 лет, а также медицинские работники. При покупке машины участник программы берёт автокредит и получает скидку в 10% за счёт бюджета. Сумму скидки не выдают деньгами - её прибавляют к первоначальному взносу. Получается, что заёмщик как будто вносит 10% от стоимости машины при покупке, но на самом деле эту сумму банку возмещает государство. Чаще всего по программам покупают модели Lada, Hyundai и KIA, отмечают в Минпромторге РФ. По оценке аналитиков, с помощью льготных автокредитов на приобретении машины можно сэкономить более 100 тыс. рублей.

- За прошлый год в Крыму выдано более 4200 автокредитов, из них около 3600 - на новые автомобили, - рассказывает председатель Комитета Госсовета по бюджетно-финансовой, инвестиционной и налоговой политике Ольга Виноградова. - 40-45% автомобилей продавалось с использованием кредитных программ. Каждая четвёртая новая машина приобреталась по программам льготного кредитования: «Первый автомобиль» или «Семейный автомобиль».

В нынешнем году Минпромторг РФ, регулирующий федеральную программу льготного автокредитования, ужесточил требования к банкам, претендующим на участие в ней. В итоге два крымских банка, прежде выдававшие специальные автокредиты, на сей раз в программу не вошли.

Никаких льгот

Конечно, автокредитование в республике полностью не прекратилось, но продолжать его стало гораздо труднее.

- Ситуация достаточно сложная. На сегодня крымчане, в отличие от жителей остальной части страны, лишены возможности получать любые льготные кредиты на покупку автомобилей, - говорит руководитель дилерского центра в Крыму Михаил Смолянов. - Например, на материке существуют специальные программы, предусматривающие сотрудничество банков и автопроизводителей. Они совместно кредитуют граждан при покупке машины на очень выгодных для последних условиях. Процентная ставка в этом случае составляет всего 3-8%.

Для сравнения: в Крыму процентная ставка на автокредит составляет 8-15% годовых. Недоступность дешёвых кредитов на полуострове объясняется традиционно - санкциями. Из-за них в регионе отсутствуют представительства и автопроизводителей, и крупных российских банков. Получить льготный автокредит в одном из материковых банков жители полуострова также не могут: при наличии у заёмщика крымской прописки кредитные организации тут же прекращают всякие переговоры.

В неравных правах

По словам вице-президента одного из крымских банков Николая Билана, дороговизна автокредитов в Крыму - проблема не столь существенная, как та, что на полуострове почти нет новых машин на продажу. Зачастую выходит, что человек подаёт заявку на получение займа, а потом вынужден несколько месяцев ждать, пока выбранное авто доставят с материка. Данная проблема связана с отсутствием в республике официальных представителей большинства производителей автомобилей. Если раньше на полуострове работали 40 автомобильных дилеров, то на сегодня официальных осталось только шесть. Даже российские автопроизводители предпочитают не афишировать своё присутствие в республике, опасаясь санкций. По подсчётам автодилеров потенциал продаж новых авто в Крыму - около 27 тыс. в год. Из-за отсутствия программ льготного кредитования и дешёвых займов в местных банках сейчас продаётся всего примерно 8,5 тыс. машин в год. Подобное сужение рынка уже привело к потере почти

1200 рабочих мест и уменьшению налоговых поступлений в бюджет республики на 700 млн. рублей.

- Из-за санкций крымчане оказались в неравных правах с остальными гражданами России, и властям региона нужно сделать всё необходимое, чтобы исключить подобную несправедливость, - комментирует спикер крымского парламента Владимир Константинов. - У жителей республики не должно быть ощущения, что они в чём-то ущемлены. Да, у нас до сих пор не открыты отделения крупных российских банков, но это не значит, что нужно бездействовать.

Сейчас профильный комитет Госсовета готовит обращение в адрес федерального правительства о том, чтобы Крым вернули в государственную программу льготного автокредитования. Возможно, для местных банков-участников сделают исключение, чтобы не лишать жителей полуострова возможности купить новую машину по льготной ставке.

В крайнем случае, республиканские власти намерены искать иной механизм, позволяющий оперативно возобновить автокредитование с льготной ставкой займа.

Елена ЮМАНОВА.